Главная            О проекте            Карта сайта            Обновления            Ссылки

Человек и обезьяны

В современном обществе бытует мнение, что человек – венец природы. Такое утверждение приятно щекочет самолюбие и повышает собственную значимость в этом мире. В то же время у тех, кто склонен к самоанализу, частенько возникает вопрос: не льстят ли люди себе? Все мы знаем, что человек и обезьяны взаимосвязаны. То есть, согласно общепринятой теории, человек произошёл именно от обезьян. А поэтому они служат кривым зеркалом, в котором хранятся изображения того, чем когда-то был человеческий вид.

Существуют 4 вида больших обезьян (шимпанзе, горилла, орангутанг, гиббон), которые гипотетически могут быть нашими далёкими предками. Наибольшее внимание уделяется шимпанзе. Именно их поведение рассматривается как модель человеческих взаимоотношений, превалировавших в глубокой древности.

Человек и шимпанзе

Надо сразу заметить, что до 60-х годов XX века о диких шимпанзе знали очень мало. Только благодаря 30-летним исследованиям Джейна Гуделла, которые он проводил в лесах Танзании, люди ознакомились с подлинным поведением шимпанзе. Эти обезьяны оказались чрезвычайно умными. Они жили общинами с различными «культурами», освоили пользование простейшими орудиями и ели сырое мясо.

В последние десятилетия исследователи обнаружили у диких шимпанзе и другие «человеческие» свойства: конфликты между общинами, территориальную агрессивность, групповую охоту на других млекопитающих с разделом добычи и использованием ее в качестве обменной монеты как оплаты за разные услуги. Такие наблюдения перевернули наш взгляд на шимпанзе. Эти обезьяны оказались всеядными и агрессивными.

Самцы шимпанзе стараются всеми силами захватить лидирующее место в жесткой иерархии стаи и получить максимальную власть. Пользуются они при этом самыми грубыми методами. К примеру, избиение самок, не желающих подчиняться самцам, является обычной рутиной. Самцы регулярно патрулируют свою территорию, атакуя и даже убивая неосторожных соседей. Когда обезьянья стая по какой-либо причине делится на 2 неравные группы, то большая группа уничтожает меньшую. Такое наблюдается лишь ещё у одного вида приматов – у людей.

Шимпанзе являются умелыми и жестокими хищниками. Они истребляют сотни животных от мартышек и антилоп до диких кабанов. Особенно драматично выглядят нападения на любимую добычу – красных обезьян колобус. Охота на них часто доходит до рукопашной схватки между шимпанзе и жертвой. При этом неизменно побеждает нападающий.

Молодых и слабых убивают ударом в шею, а взрослых разбивают ударами о землю или древесный сук. Самцы-лидеры делят добычу вполне по-человечески, одаривая родственников и союзников и лишая вознаграждения соперников. Лидеры также используют мясо для соблазнения самок. При этом устраиваются оргии, где половые отношения сочетаются с ненасытным обжорством.

Существует ещё один вид обезьян – бонобо. Это ближайшие родственники шимпанзе. Их стали систематически изучать с середины 80-х годов прошлого века. Бонобо очень похожи на шимпанзе. Их даже называют карликовыми шимпанзе. При этом они являются полной противоположностью своим собратьям. Их описывают, как обезьянье сообщество, основанное на кооперации, групповой структуре и половых отношениях. Последние выступают как средство социальной коммуникации.

Человек и бонобо

Важнейшей составляющей их жизни является не совместная охота или стратегия достижения доминирования, а умение решать конфликты и чуткость в отношении друг к другу. Самки бонобо заключают между собой коалиции против самцов, предупреждая любое насилие, которые применяют к своим самкам шимпанзе. Такие коалиции в среде шимпанзе никогда не наблюдались.

Другой важной составляющей социальной жизни бонобо являются половые отношения. Совокупляются эти обезьяны часто и больше для удовольствия, чем для размножения. В этом отношении они превосходят всех млекопитающих, кроме человека. Не будучи ограничены кратким периодом течки, эти обезьяны используют половые отношения и для общения с самцами, и для зачатия, как в человеческом обществе. Частота копуляций у бонобо несравненно выше соответствующей активности у диких шимпанзе.

В войне бонобо отличаются от шимпанзе столь же разительно, как и в любви. Исследователи, наблюдавшие диких бонобо в лесах Конго, заметили, что, когда две стаи бонобо встречаются на пограничном участке между своими территориями, они не только не завязывают смертельные схватки, как это практикуется у шимпанзе, но, напротив, вступают в дружественные контакты.

Еще одно различие между бонобо и шимпанзе заключается в охоты и поедании мяса. Бонобо ловят мартышек в своих лесных заповедниках почти столь же умело, что и шимпанзе. Но изловив детенышей мартышек, часами играют с ними, как с куклами, после чего отпускают на волю, когда это занятие им надоедает.

Из всего вышесказанного видно, что человек и обезьяны действительно взаимосвязаны, так как имеют много схожего во взаимоотношениях. В то же время люди противопоставляют жесткому обществу шимпанзе с безраздельным господством самцов мирное общество бонобо с лидирующим положением самок.

Есть много сторонников теории известного антрополога Марии Гимбутас, которая утверждала, что в Европе долгие тысячелетия царило матриархальное общество, создавшее высокую культуру, мирные отношения между полами и общественное процветание. Но затем оно рухнуло под напором жестоких завоевателей – степных охотников, представителей так называемой курганной культуры. В этом обществе безраздельно господствовали мужчины.

Теория Марии Гимбутас популярна и сегодня. Опирается она на противопоставление мужского общества женскому. Данная гипотеза исходит из представления, будто на заре своей эволюционной истории человечество стояло на развилке двух путей, один из которых вел к жестокому и грубому миру насилия, как у шимпанзе, а другой к более доброму и мягкому, как у бонобо.

Подобные представления подкрепляются также рассуждениями некоторых антропологов и психологов, утверждающими, что мужское и женское мышление управляется противоположными импульсами. Начало такому подходу положила группа антропологов мужчин, которые в 60-е годы прошлого века стала популяризировать образ мужчины-охотника. Именно его деятельность привела к усиленному развитию мужского мозга и предопределила характер отношений в нынешнем обществе. В этой связи антропологи женщины вполне резонно поставили вопрос о том, что же в таком случае вызвало развитие женского мозга.

Противопоставление мужчин женщинам иногда носит карикатурный характер. А человек и обезьяны в данной ситуации лишний раз подчёркивают кардинальное различие полов. Но нельзя упрощать взаимоотношения в среде шимпанзе и бонобо. Действительность гораздо более сложна, многообразна и неоднозначна.

Виталий Звонкий