Главная            О проекте            Карта сайта            Обновления            Ссылки

Алла Назимова

Такая выдающаяся женщина как Алла Назимова (1879-1945) прожила интересную и яркую жизнь. Она была актрисой, продюсером, сценаристом; покорила Голливуд, театральные сцены Европы и Америки. Испытала множество ударов судьбы, терпела поражения, но всегда возрождалась как птица Феникс из пепла. Она обладала огромным талантом и с каждым возрождением демонстрировала людям всё новые и новые его черты.

А родилась эта женщина 22 мая 1879 года в Ялте в еврейской семье провизора Якова Абрамовича Левентона и его жены Сары Лейвиевны Горовиц. При рождении девочка получила имя Марем-Идес (Аделаида Яковлевна). Семья была обеспеченной. Левентон числился купцом 2-й гильдии, то есть считался предпринимателем средней руки. В своё время он был талантливым химиком, занимался изобретением дезинфицирующих средств. А Сара Горовиц была из очень богатой семьи. Её привлекли ум и талант Якова, и она влюбилась в него.

Фотография Аллы Назимовой

Однако семейная жизнь у этой пары не заладилась. Муж имел тяжёлый характер. Его следствием стали ссоры, а затем и рукоприкладство. Супруг избивал жену и своих троих детей. В какой-то момент супруги стали ненавидеть друг друга и в 1887 году развелись. Младшую Марем-Идес забрал отец. Он сразу же после развода женился, и в новом браке родились три дочери.

Надо сказать, что Марем-Идес с самых юных лет начала проявлять тягу к искусству. Она освоила игру на скрипке, но у отца это вызвало лишь раздражение. В 1890 году он отдал девочку в Ялтинскую женскую прогимназию, где та проучилась до 1893 года. При этом она параллельно играла на скрипке, и отец, в конце концов, запретил дочери заниматься этим видом деятельности.

Но та, сразу же после окончания прогимназии, уехала к матери, которая жила в Одессе. Там девочка поступила в музыкальные классы Русского музыкального общества по классу скрипки. И именно в Одессе у будущей великой актрисы проснулась любовь к театру.

Интерес к сцене у Марем-Идес возник после того, как она познакомилась с дочерью хозяйки дома, где ей сняла квартиру мать. Девушка играла в местном театре и часто репетировала на глазах у жильцов. Именно эти репетиции и сама атмосфера местного театра покорили сердце будущей великой актрисы. Она решила посвятить себя сцене и с этой целью в возрасте 17 лет уехала в Москву.

Там она сняла комнату и поступила в школу актёрского мастерства Станиславского. В Москве она стала представляться как Алла Назимова. Такую фамилию носила героиня модной в то время книги «Дети улицы», и Марем-Идес взяла этот псевдоним, который остался с ней на всю жизнь.

Денег совсем не было, и Назимова подрабатывала уборкой помещений, чтобы оплатить жильё. В то же время она легко относилась к интимным связям с мужчинами, и многочисленные любовники часто помогали девушке материально. Вскоре она познакомилась с богатым господином, который взял её на содержание. Это помогло будущей великой актрисе какое-то время жить безбедно. Но богач оказался запойным пьяницей, и с ним пришлось расстаться.

Примечательным в биографии актрисы стал 1899 год. Алла вышла замуж за актёра Сергея Головина. Но, как говорили в то время, семейная лодка разбилась о быт. Супруги разъехались, но так и осталось неизвестным, оформили ли они развод. В это же время Назимова ушла из школы актёрского мастерства Станиславского. Она считала, что её талант не оценивают по достоинству, а это означало прозябание на второстепенных ролях. Сразу же после ухода она подписала контракт с кисловодским театром и уехала из Москвы.

С театральной труппой актриса начала мотаться по городам империи, и в Костроме произошла встреча с известным актёром Павлом Орленевым (Орловым). Сам он был из купеческой семьи, но предпочёл карьеру артиста. Высоко котировался в театральной среде, был дружен с Чеховым, Горьким. И именно с этим человеком у Анны Назимовой закрутился бурный роман.

Павел Орленев

Молодая женщина была натурой ветреной. Она быстро увлекалась мужчинами, но также быстро и разочаровывалась в них. Однако в этот раз всё оказалось серьёзно. Когда первое увлечение прошло, актриса со своим возлюбленным не рассталась. Связь продолжилась, а скрепили её любовь к театру и взаимный деловой интерес.

Во-первых, Орленев научил Аллу всем тонкостям актёрского мастерства, а во-вторых, пара в 1900 году создала свою труппу. И уже эта труппа начала гастролировать по городах и весям империи, зарабатывая деньги на хлеб насущный. Вполне понятно, что Назимова уже не могла всем этим пожертвовать ради мимолётного увлечения каким-то случайным мужчиной.

В то же время личная жизнь у пары была довольно своеобразная. Орленев в минуты неудач любил срывать злость на близких людях. А близким человеком у него была Алла. Вот с ней он и устраивал ссоры, скандалы, а иногда и распускал руки. Но Назимова была женщиной с прошлым и всякое повидала. Когда сожитель набрасывался на неё с кулаками, она с криком «Не на ту напал!» отбивалась от него поварёшкой. Так что экзотики хватало, но в целом пара жила дружно и мирно.

Именно в собственной труппе Алле удалось сыграть главные успешные роли в постановках знаменитых русских классиков и в пьесах Ибсена, норвежского драматурга. В последних она была особенно хороша. Это был первый этап сценической жизни будущей великой актрисы. А в 1904 году у Назимовой начался новый этап, так как молодая женщина вышла на европейскую сценическую арену.

Именно в указанный год труппа приехала на гастроли в Европу. Артисты побывали в Берлине, Лондоне, других крупных городах, и Алла Назимова покорила своей игрой пресыщенную европейскую публику. Её стали считать одной из ведущих театральных прим. Вполне понятно, что окрылённые успехом артисты решили после Европы покорить ещё и Америку.

На земли Нового Света труппа прибыла в 1905 году. Однако вначале американцы отнеслись к актёрам из России довольно прохладно. Первые неудачи сломали Орленева, и он начал пить. А вот Аллу ничто не могло сломать. Она говорила: «Неудачи – это лишь туман, который мешает разглядеть успех». Женщина упорно работала и стала заводить полезные знакомства среди американских театралов.

Постепенно ситуация выправилась, и труппу стали принимать на «Ура». У артистов было много классических постановок по пьесам Толстого, Чехова, Ибсена. Но особый успех принесла пьеса «Народ-избранник». В ней Назимова сыграла роль молодой еврейской девушки, в которую влюбился антисемит. Благодаря этой пьесе на игру Аллы обратила внимание известная анархистка Красная Эмма (Эмма Гольдман). Именно она и взяла под своё покровительство Аллу Назимову.

В конце весны 1906 года Орленев и его театральная труппа уехали в Россию, а Алла осталась в США, порвав со своим возлюбленным. Как говорится: «Мавр сделал своё дело, мавр может уйти». Оставшуюся в Америке актрису пристроила Эмма Гольдман. Она поселила её в актёрской коммуне и познакомила со многими ведущими театральными деятелями. А Алла, чтобы быть в фаворе, начала усиленно учить английский язык и вскоре освоила его в совершенстве.

После этого началась успешная карьера на Бродвее. Назимову оценили по достоинству и заключили с ней контракт с оплатой 100 долларов в неделю. Ради справки следует сказать, что обычная оплата актёрского труда на Бродвее составляла 20 долларов в неделю. Накопив достаточно денег, Алла купила небольшой дом под Нью-Йорком, назвав его «Хуторок». Что же касается России, то актрисе просто некогда было думать о своей исконной родине. Всё её время уходило на театр.

Но не надо забывать, что кроме театра была такая могущественная империя как Голливуд, и плох тот солдат, который не мечтает стать генералом. Конечно, Алла Назимова хотела попасть в Голливуд и попробовать себя в абсолютно новом для неё виде деятельности. Она была ещё молода, красива и искала возможность оказаться среди звёзд немого кино.

Такая возможность представилась поле драматического спектакля «Невесты войны». В нём в 1915 году актриса сыграла главную роль. В спектакле рассказывалось о трагической судьбе женщины, потерявшей в годы Первой мировой войны своих братьев. Она отказалась рожать ребёнка, чтобы он не стал пушечным мясом и начала организовывать антивоенные акции. Её посадили в тюрьму, где героиня покончила с собой. Спектакль шёл как раз во время военных действий и приобрёл огромную популярность.

На этой волне Назимову наконец-то заметили в Голливуде. Одна из киностудий решила снять фильм по мотивам популярной пьесы, а саму Аллу пригласили на главную роль. Так в 1916 году началась карьера актрисы в немом кино. Очень скоро ей стали платить 13 тыс. долларов в неделю, что было на 3 тыс. больше той суммы, которую платили Мэри Пикфорд.

Алла Назимова (слева) сыграла много ролей в Голливуде

Нашей героине было уже под 40, но она поддерживала себя в отличной форме. Такие годы как 1918 и 1919 были чрезвычайно успешными для неё. Деньги шли очень хорошие, и прима приобрела на бульваре Сансет дорогой особняк, который назвала «Сад Аллы». В нём постоянно устраивались приёмы, на которых бывали знаменитые голливудский режиссёры, актёры, продюсеры. Со всеми этими людьми Алла Назимова была на короткой ноге.

С 1912 году постоянным любовником актрисы являлся Чарльз Брайтон. Он был красив собой, но не обладал актёрским талантом. Постепенно мужчина стал раздражать приму, и пара рассталась. После этого актриса окунулась в вихрь лесбийских романов. В её объятиях побывали такие известные американские актрисы как Таллула Бэнкхед, Джин Эккер, Мод Адамс, Ева Ле Гальенн и другие женщины, исповедующие любовь без границ.

В начале 20-х годов популярность Назимовой в кино стала падать. Она вложила большие деньги в постановку картины «Саломея», но зрители её не приняли, и проект провалился. Начиная с 1923 года, актриса стала испытывать недостаток в средствах. В 1928 году она продала свой особняк «Сад Аллы», чтобы рассчитаться с долгами. Покупатели устроили в нём отель под названием «Сад Аллаха». После этого Назимова стала жить в одном из номеров, забыв о былом величии.

Дом Аллы Назимовой в Лос-Анджелесе, в котором она жила в зените славы. Когда дела пошли плохо, продала его, и в нём устроили отель «Сад Аллаха»

Но надо было знать решительный характер Аллы. Поняв, что в Америке её карьера закончилась, женщина всё бросила и уехала в Лондон. Там она стала выступать в театрах и в начале 30-х годов стала звездой английской театральной сцены. С учётом возраста это было нелегко, но актриса совершила невозможное и завоевала сердца интеллектуальной элиты.

Она вернулась в Америку в зените славы и продолжила играть в театрах. Играла Алла блестяще. Американский драматург Теннеси Уильямс, побывав на спектакле «Привидения», написал о ней: «Это было незабываемое впечатление, заставившее меня писать для театра. После игры Назимовой мне хотелось для театра существовать».

Всё шло прекрасно, но в 1936 году врачи обнаружили у великой актрисы рак груди. Операция по удалению молочной железы прошла успешно, но Алла Назимова вынуждена была оставить сцену. Умерла она 13 июля 1945 года в Лос-Анджелесе в возрасте 66 лет, прожив яркую, полную событий и приключений жизнь. Похоронили её на частном кладбище Форест-Лон в северном пригороде Лос-Анджелеса. На этом кладбище похоронено множество звёзд немого кино, и прах нашей героини занял среди них далеко не последнее место.

Виталий Звонкий