Главная            О проекте            Карта сайта            Обновления            Ссылки

История спиритизма

Спиритизм представляет собой религиозно-философскую доктрину, которая утверждает, что основу всего составляет духовное развитие человечества. Выражается оно в духах. Те переселяются из одной телесной оболочки в другу, постепенно совершенствуются и переходят на более высокий уровень развития. При определённых навыках телесные существа (люди) могут общаться с духами, призывая их в физический мир.

Спиритический сеанс

Данное представление о духах уходит корнями в глубокую древность. То есть можно смело утверждать, что существует история спиритизма, а её начало отражено в Библии. В ней упоминается аэндорская волшебница. Она занималась прорицанием и вызывала души умерших людей.

Григорий Двоеслов (римский папа 590-604 гг.) упоминал епископа Дация. Тот, проезжая через Коринф, изгнал злого духа, облюбовавшего для себя один из домов. По ночам бестелесная сущность рычала, как лев, мычала, как корова, блеяла, как овца. Епископ словом божьим положил конец всем этим безобразиям.

В 1848 г. в штате Нью-Йорке семья Фокс в составе мужа, жены и двух дочерей, стала регулярно слышать таинственные стуки в их доме. Одна из дочерей, по имени Кэт, предположила, что звуки производит какое-то разумное существо. Семья обратилась к таинственному существу с вопросами (оно должно было отвечать постукиваниями). Было условлено, что один удар означает «нет», а два удара – «да».

Сущность стала отвечать на вопросы. Из них узнали, что с семейством общается душа убитого разносчика. Весть об этом необычайном явлении быстро распространилась. Общение с духом было зарегистрировано непредвзятыми посторонними людьми. Сестёр Фокс признали посредниками или медиумами, через которых живые люди могут входить в общение с душами умерших. Вскоре появились и другие медиумы, благодаря которым начали выявлять других духов.

Со временем появились профессиональные медиумы, регулярно вызывающие духов. Делали они это с помощью столоверчения, автоматического письма и рисования рукой, автоматического разговора в состоянии транса. Также распространились способы вызова без непосредственного участия медиума, но в его присутствии. Это стуки, появление света, голосов, расплывчатых материальных фигур, развязывание узлов.

Новейшая история спиритизма начала свой путь в Америке, а в 1852 году её завёз в Европу профессиональный медиум Гайден. В России первые спиритические сеансы стали практиковаться в начале 70-х годов XIX века знаменитым медиумом Юмом. Многие к таким сеансам относились скептически. Но нашлось немало и сторонников.

Среди них оказались А. Н. Аксаков, профессора А. М. Бутлеров, Н. П. Вагнер. Когда в 1874 г. в Петербург приехал медиум Бредиф, то его опыты привлекли всеобщее внимание. Бредиф садился за занавеской, и из-за неё появлялась светящаяся рука его умершей приятельницы Жеке. Рука появлялась и тогда, когда руки медиума предварительно связывали или когда Бредифу давали в руки электроды. Те проходили через поставленный на виду у публике светящийся гальванометр.

Однако опыты перестали удаваться, когда по предложению профессора Боргмана электроды заменили узкими ванночками. В них медиум должен был опускать средние пальцы рук. Сторонники спиритизма объясняли неудачи сложностью контрольного приспособления. Они говорили, что оно указывает на недоверия к медиуму и потому действует на него негативно.

Противники, наоборот, в неудачах видели прямое доказательство мошенничества. Они стали говорить, что Бредиф не медиум, а фокусник. Он ловко развязывает узлы или освобождает руку от электрода, не размыкая тока, а затем показывает её публике как руку умершей Жеке.

Начались жаркие споры. Спиритические сеансы стали активно обсуждать в научных кругах. Закончилось всё тем, что профессор Менделеев выступил с предложением создать комиссию для исследования спиритических явлений. Предложение Менделеева приняли и создали комиссию из 12 человек. Аксаков, Бутлеров и Вагнер выразили со своей стороны готовность познакомить членов комиссии с литературой спиритизма и с самим явлением.

Аксаков поехал за границу и привез из Англии в октябре 1875 года двух медиумов, братьев Петти. В доказательство медиумической силы последних было представлено комиссии 16 печатных отзывов о них в медиумической литературе. Специальностью братьев Петти было создание капель жидкости и вызов звуков колокольчика за занавеской или в запертой клетке.

С братьями провели 6 сеансов при этом получились следующие результаты: капли жидкости появлялись на верхней поверхности листа бумаги, когда этот лист лежал на столе и на нижней, когда лист держали над головой медиума. Бумага, пропитанная треххлористым железом, получала под влиянием этих капель ту самую окраску, какая получается от слюны.

Что касается звуков колокольчика в клетке, то на одном сеансе они были слышны, но, видимо, были произведены рукой медиума, потому что по окончании опыта клетка оказалась сдвинутой, а колокольчик опрокинутым. Тогда приняли защитные меры, чтобы медиум не мог коснуться колокольчика. В этом случае никто никаких звуков не услышал. А когда поместили колокольчик позади занавески из двух половинок, которые внизу сметали нитками, а вверху закололи булавкой, послышался шум свалившегося на пол тела. Оказалось, что это упал один из медиумов. В занавеске нашли дырку, а на рукаве свалившегося медиума оказались нитки.

Обсудив результаты, комиссия признала братьев Петти обманщиками. Но история спиритизма в России на этом не закончилась. В январе 1876 года Аксаков привез другого медиума – женщину, англичанку Кляйер. Она не считалась профессиональным медиумом, а в Петербург приехала только по настоятельной просьбе Аксакова. Ранее с ней проводил опыты ученый Крукс, и результаты оказались очень хорошими.

Специализировалась Кляйер на столоверчении при свете, поэтому было решено исследовать, как ей удаётся поднимать и двигать стол. С этою целью установили несколько приборов, в том числе два стола – манометрический и пирамидальный. Первый давал возможность видеть, кто из сидящих за столом толкает его, а второй был устроен так, что руками, наложенными на стол, невозможно было ни приподнять, ни наклонить его.

Аксаков, Бутлеров и Вагнер должны были присутствовать на сеансах в качестве свидетелей от медиума. Опыты начали с обыкновенного круглого стола с тремя ножками. Тот двигался, качался и подпрыгивал. Когда посадили человека под стол для наблюдении за ногами медиума, стол двигался и качался, но прыгать перестал.

Несколько раз для пробы медиума сажали за манометрический и пирамидальный столы, но безуспешно. Члены комиссии потребовали, чтобы опыты с обыкновенным столом прекратились и продолжались только с приборами. Свидетели от медиума согласились, но попросили доставить приборы к ним в лабораторию для испытания. Просьбу выполнили, но свидетели вначале приостановили заседания, а затем и вовсе отказались от их продолжения. Медиума отправили на родину, а исследования спиритических явлений на этом закончились.

Комиссия составила отчет о своих заседаниях и о тех результатах, которые получились. Всё это напечатали в газете «Голос». Заключительный вердикт гласил, что спиритические сеансы являются разновидностью фокусов, а сам спиритизм – суеверием.

Выводы комиссии оказали существенное влияние на русское общество. Увлечение спиритическими явлениями ослабло, а спиритические опыты вообще прекратились. В 1891 году Вагнер сделал попытку вновь оживить в России интерес к спиритическим явлениям. Он даже стал инициатором создания общества экспериментальной психологии. Однако его инициатива успеха не имела. На этом история спиритизма в России закончилась.

Сами же спиритические явления объясняются по-разному. Сторонники данной доктрины видят в них выявление духов и общение с ними. Но большое количество явлений, который вначале считались действием духов, в действительности оказались профессиональными фокусами. Медиумов, уличённых в обмане, было чрезвычайно много.

В 80-е годы XIX века в Лондоне создали особый театр. В нём акробаты-фокусники показывали «спиритические явления», а затем объясняли, как они их делают. Знаменитый медиум Паркер, наживший состояние на спиритических сеансах, сам впоследствии смеялся над спиритизмом и называл его суеверием и глупостью. Те спиритические явления, которые состояли из автоматических движениях, объяснили состоянием транса. В нём человек предрасположен к полусознательной двигательной активности.

Но, несмотря на негатив, история спиритизма в XIX веке не закончилась. К началу 30-х годов XX века наметилось сближение христианской церкви и спиритизма в западных странах. В 1937 году Англиканская церковь создала комиссию по исследованию спиритических сеансов. В 1939 году был опубликован доклад этой комиссии. В нём спиритизм не был подвергнут критики, наоборот, о нём отзывались уважительно. В принципе, каждый человек обладает полным правом верить или не верить в общение с духами. Что же касается самой доктрины, то она и в наши дни имеет много сторонников.

Вадим Бережной