Главная            О проекте            Карта сайта            Обновления            Ссылки

Гибель Юрия Гагарина

Имя Юрия Гагарина связано с одной из самых знаменательных дат человеческой цивилизации. 12 апреля 1961 года в 9 часов 7 минут по московскому времени с космодрома "Байконур" стартовал космический корабль "Восток-1" с человеком на борту. Корабль сделал один оборот вокруг Земли и в 10 часов 55 минут по московскому времени совершил посадку в Саратовской области близ деревни Смеловка.

Героем, облетевшим голубую планету, как раз и был Юрий Гагарин. В открытом космосе он находился 108 минут. Они кардинально изменили жизнь молодого офицера. В космос он улетел старшим лейтенантом, а на земную твердь ступил майором и Героем Советского Союза. Первый космонавт объездил весь мир, в лицо его знали все жители планеты.

Фотография Гагарина и Королёва
Гагарин и Королёв

В декабре 1967 года Юрий Алексеевич закончил Военно-воздушную инженерную академию имени Н. Е. Жуковского. В том же месяце совершил первый учебный вылет после долгого перерыва. К регулярной лётной практике приступил в марте 1968 года. В общей сложности за первую половину марта он налетал 7 часов. Но это были не самостоятельные вылеты, а с лётчиком-инструктором на учебном самолёте (спарке) МиГ-15УТИ.

Чтобы приступить к самостоятельным вылетам, Гагарину необходимо было совершить ещё 2 учебных полёта. Инструктором у первого космонавта был командир авиационного полка инженер-полковник Владимир Серёгин. Именно с ним они и встретились утром 27 марта 1968 года на военном аэродроме Чкаловский. По сей день он располагается в 31 км от Москвы рядом с городом Щёлково.

Временной интервал, который обозначен как гибель Юрия Гагарина, начался в 10 часов 18 минут по московскому времени. Именно в это мгновение МиГ-15УТИ, имея на борту 2-х пилотов, оторвался от взлётной полосы и устремился в небесную высь. Пошёл отсчёт минут рокового полёта Гагарина и Серёгина.

Видимость была хорошая, нижняя кромка облаков находилась в 900 метрах от земли. Выполнение пилотажного задания должно было занять в общей сложности 20 минут. Но в 10 часов 30 минут Гагарин запросил разрешение вернуться на базу. После этого экипаж самолёта больше на связь не выходил и на запросы не отвечал.

Две фотографии МиГ-15УТИ
МиГ-15УТИ на земле и в воздухе

Начались поиски пропавшего МиГа. В 14 часов 50 минут вблизи деревни Новосёлово Киржачского района Владимирской области одним из поисковых вертолётов были обнаружены обломки самолёта. Вся прилегающая местность тут же была оцеплена солдатами, и началось её тщательное прочёсывание.

Скрупулёзность, с какой обследовали каждый метр территории, поражает. Собрали практически все обломки самолёта, хотя общепринятая практика допускает лишь 60%. Но особое внимание уделялось человеческим останкам. Самым крупным фрагментом оказалась кисть левой руки первого космонавта.

Перед экспертами стояла первостепенная задачаопределить точное время катастрофы. Для этого провели анализ отпечатков стрелок часов, находящихся в кабине и на руках погибших пилотов. Установили, что трагедия произошла в 10 часов 31 минуту. То есть между последним радиообменом с землёй и гибелью прошло с максимальной долей вероятности 68 секунд.

Гибель Юрия Гагарина потрясла весь мир. Поэтому в комиссию по расследованию причин катастрофы вошли лучшие специалисты. В своём официальном заключении они написали, что самолёт во время совершения резкого манёвра сорвался в штопор. Пилоты пытались вывести машину в горизонтальное положение, но столкнулись с землёй и погибли.

Фотография приборной панели в кабине МиГ-15УТИ
Приборная панель в кабине МиГ-15УТИ

Такое неопределённое заключение, естественно, вызвало массу вопросов, догадок и предположений. В первую очередь было неясно, что случилось в те роковые 68 секунд. Комиссия установила, что Юрий Алексеевич в последнем разговоре с командным пунктом вёл себя абсолютно спокойно. Речь его была размеренной, в ней не чувствовалось никакой нервозности. Он собирался делать разворот со снижением. А вот дальше произошло что-то неожиданное, и самолёт сорвался в крутое пике.

Будем объективными, члены комиссии, к сожалению, не смогли установить подлинную причину падения самолёта. А если быть совсем точными, не смогли прийти к единому мнению. Поэтому и появилось общее заключение, не объясняющее частности. Вот из-за этих частностей как раз и идут непрерывные споры. Все они заслуживают внимание, так как в полемике участвуют люди умные, искушённые, а выдвигаемые ими версии выглядят очень правдоподобно.

Фотография Гагарина и Серёгина
Гагарин и Серёгин

Версии гибели Гагарина и Серёгина

Доктор технических наук Белоцерковский Сергей Михайлович (1920-2000) считал, что причиной гибели экипажа МиГ-15УТИ стал другой военный самолёт, также выполнявший учебный полёт. Именно он сгенерировал воздушную волну, которая бросила самолёт с Гагариным в штопор. Данное мнение указывает на серьёзные недостатки в планировании полётов и работе радиолокационного оборудования. То есть именно плохая организация наземной службы послужила причиной гибели двух пилотов.

Другой версии придерживался начальник Центра подготовки космонавтов Кузнецов Николай Фёдорович (1916-2000). По его словам гибель Юрия Гагарина была напрямую связана с самочувствием Серёгина. Дело в том, что инженеру-полковнику нездоровилось. На большой высоте тот почувствовал себя плохо. Человеку стало не хватать воздуха. Он расстегнул ремни, фиксирующие тело в кресле. В результате полковника бросило вперёд, и были сняты с нейтрали некоторые рычаги управления. Их заблокировало у Гагарина, и МиГ, потеряв управление, разбился.

Версия В. В. Аксёнова

А вот лётчик-космонавт Аксёнов Владимир Викторович утверждал, что виной всему стали сложные метеоусловия. Своё сообщение на землю Юрий Алексеевич сделал тогда, когда самолёт находился на большой высоте. После этого лётчикам нужно было снизиться и пройти облачный слой.

Аксенов говорил: "Снижение из зоны пилотажа осуществляется двумя способами: нисходящей спиралью в несколько кругов или переворотом с выходом из пикирования в сторону аэродрома. Второй способ для лётчиков более приемлемый, так как он позволят быстрее завершить учебное задание. Это важно в том случае, если самолёт на аэродроме ждут другие пилоты. В тот день злополучный МиГ ожидал лётчик-космонавт Евгений Хрунов. Так что у Серёгина и Гагарина был мотив как можно быстрее произвести снижение".

Но, выполнив переворот, пилоты на пару секунд задержались с выходом из пикирования. В результате они попали в плотные облака. Причина этого могла быть в недостаточной высоте самолёта перед переворотом. Могла также измениться плотность и высота облачности по сравнению со средним уровнем.

Попадание в плотную зону облачности на большой скорости стало для пилотов неожиданностью. Они попытались уйти вверх и сорвались в скоростной штопор. По данным расследования самолёт имел скорость 700 км/ч, когда оказался у нижней кромки облаков. До земли было 600 метров. Это расстояние Миг одолел за 3 секунды. Аксенов также заметил, что осуществлять вертикальный пилотаж на МиГ-15УТИ очень сложно. Велика вероятность проскочить лишние несколько сотен метров и даже километров.

Версия И. И. Кузнецова

Не менее интересную версию выдвинул Игорь Иванович Кузнецов. Это полковник ВВС, сотрудник НИИ по эксплуатации и ремонту авиационной техники. Его в течение многих лет волновала как человека и специалиста гибель Юрия Гагарина и Владимира Серёгина. Тщательно изучив все документы и технические данные, полковник ВВС сделал вывод, что пилоты в момент трагедии находились без сознания. Причиной этого стал не полностью закрытый вентиляционный кран в кабине самолёта.

То, что кабина была разгерметизирована, установила ещё комиссия. Обнаружили и причину – наполовину открытый кран первой кабины, где сидел Гагарин. Но лётчики могли об этом узнать, лишь набрав высоту выше 2 тыс. метров. Это должны были показать приборы. Что и произошло на высоте 4200 метров во время разворота. Ситуация была нештатная, а по инструкции следовало тут же прекратить выполнение задания, снизиться до 2 тыс. метров и лететь на аэродром.

Игорь Иванович утверждает, что "бочку" с уходом на пикирование для быстрого снижения высоты сделал Серёгин. Но дальше произошло следующее: самолёт пошёл вниз, но из пике не вышел. Почему же опытный инженер-полковник не предпринял никаких попыток для этого? Дело в том, что пилоты в течение почти 7 минут находились на высоте 4200 метров в разгерметизированной кабине. При этом они не надевали кислородные маски, что было установлено комиссией.

Следовательно, можно говорить о гипоксии – кислородном голодании. При этом на лётчиков действовала перегрузка. Когда же началось быстрое снижение, то перегрузка начала возрастать. Давление росло очень быстро с учётом разгерметизированной кабины, и экипаж получил аэродинамический удар. Его последствием может быть оглушающий эффект и даже летальный исход. Поэтому Серёгин с Гагариным потеряли работоспособность, а пикирование шло само собой в неуправляемом режиме. Прошло 25 секунд, и машина разбилась.

В наши дни медики установили: если лётчик по какой-то причине оказался в полуобморочном состоянии, то сознание возвращается к нему через 10-15 секунд. Правильно оценивать обстановку он начинает через 20 секунд. Экипажу не хватило времени, чтобы прийти в себя и начать управлять стремительно падающей машиной.

Именно вентиляционный кран, по мнению Игоря Ивановича Кузнецова, и стал причиной трагедии. Но ставить это в вину погибшим лётчикам нельзя ни в коем случае. Кран мог приоткрыть кто угодно. И техник, и пилот, который летал в машине до этого. Вмешался его величество случай, а ситуацию усугубила высокая вертикальная скорость снижения.

Другие версии

Кроме вышеперечисленных версий существуют и другие. Есть мнение, что самолёт врезался в воздушный зонд. Упоминается также стая птиц. Многие виды пернатых спокойно летают на высоте и 5, и 5,5 тыс. метров. Имеют место и совсем уж фантастические версии, которые связывают гибель Юрия Гагарина с инопланетянами. Можно подумать, что тем больше нечем заняться, как уничтожать первого космонавта.

Любителям острых ощущений также преподносится интригующая версия о заговоре партийной верхушки. Советский лётчик-космонавт перековался и решил бежать из советского государства в мир загнивающего капитализма. Допустить такое было нельзя. Поэтому катастрофа была подстроена. Гагарин разбился и, таким образом, навсегда остался в памяти людей первым советским космонавтом, беззаветно преданным делу ленинской партии.

Все эти версии и предположения не имеют под собой никакой доказательной основы. Неопровержимым фактом является только то, что Юрий Алексеевич в 1961 году совершил настоящий подвиг, а в 1968 году повторил его, доказав всему человечеству, что тяга к небу являлась частью его души, а не стремлением к славе и почестям.

Леонид Кириллов