Главная            О проекте            Карта сайта            Обновления            Ссылки

Правосудие греческих богов

О правосудии греческих богов мы знаем из мифов и преданий Древней Греции. Поэтому неизвестно, практиковалось ли подобное в действительности или было придумано эллинами во времена сказочной древности. Но как бы там ни было, а законность у жителей Олимпа представляла собой чрезвычайно эффективную систему. Карающая же рука правосудия была в первую очередь направлена на простых смертных. Именно жители Земли испытывали на себе в полной мере праведный гнев всесильных богов.

У обитателей Олимпа была своя богиня правосудия – Фемида. Контроль за её деятельностью осуществляла дочь Зевса Дика. Это была очень принципиальная богиня. Она нещадно наказывала неправедных судей, а поэтому её авторитет был чрезвычайно высок. Однако судейские функции присваивали себе не только боги, но и цари, и мифологические герои. Вся эта публика, не оглядываясь на Фемиду и Дику, сама вершила правосудие и приводила приговоры в исполнение.

Греческие боги

Чрезвычайно жестоко карали боги людей за неуважение к себе. К примеру, Аполлон предал жестокой казни сатира Марсия. Вина несчастного заключалась лишь в том, что он посмел состязаться с Аполлоном в музыке. Это взбесило бога, и он приказал подвесить сатира за руки и содрать с него живьём кожу.

А вот нимфа Арахна навлекла на себя гнев Афины-Паллады, превзойдя её в ткацком мастерстве. Она пряла ткани, которые были такими же прозрачными, как воздух. А вот у Афины такой красоты не получалась. Грозная богиня впала в бешенство, разорвала одно из покрывал Арахны и ударила нимфу челноком. Бедняжка перепугалась и попыталась повеситься. Но вспыльчивая богиня вынула несчастную из петли и превратила в паука. Таким образом, нимфа и её потомство были обречены на вечное прозябание в образе насекомых.

Не меньшую жестокость проявила и Артемида, лишний раз доказав, что правосудие греческих богов не имело ничего общего с подлинной законностью. Во время купания она заметила юношу Актеона, который из кустов подглядывал за ней. Артемиду это разгневало, и она превратила юнца в оленя, а после этого натравила на него его же собственных собак.

Патологическую жестокость проявил и бог Дионис к 3-м молодым девушкам. Они не захотели идти в лес, чтобы плясками и песнями славить бога веселья и виноделия. Красавицы остались дома, а разгневанный житель Олимпа появился перед ними и превратил ослушниц в летучих мышей.

Бесчеловечной казни была подвергнута царица Фив Ниоба. Она не принесла жертву богине Латоне. Та в отместку позвала своих детей Артемиду и Аполлона и заявила, что Ниоба оскорбила всех своим непочтением. Дети богини возмутились и казнили детей Ниобы, выпустив в них золотые стрелы. При этом Аполлон убил семерых сыновей, а Артемида семерых дочерей своенравной царицы. Царь Фив и муж Ниобы не перенёс горя и бросился на меч, а сама царица от горя превратилась в камень.

Неблаговидные поступки были характерны и для смертных героев Древней Греции. К примеру, хитрый Одиссей вероломно подставил мудрого Паламеда во время Троянской войны. Тот, после 10 лет осады Трои, начал говорить, что пора заканчивать эту абсолютно бесперспективную бойню. А Одиссей спрятал в шатре у мудреца мешок, набитый золотом, и стал всем сообщать под большим секретом, что Паламеда подкупили троянцы.

Шатёр обыскали, золото, естественно, нашли и приговорили невиновного человека к смерти. Его заковали в цепи и привели на морское побережье. Паламед клялся, что не виновен, но никто не хотел слушать изменника. Его забили камнями под шум морских волн.

Но одной смерти Одиссею и его приспешникам показалось мало. Они не стали совершать обряд погребения, оставив тело на берегу. Тем самым вероломные греки обрекли душу несчастного на вечные скитания. Но нашёлся один благородный человек. Им оказался Аякс Теламонид. Он не поверил в измену Паламеда и похоронил тело казнённого в соответствии со всеми правилами погребения.

Ничем не лучше Одиссея оказался доблестный греческий герой Ахилл. Для своего погибшего друга Патрокла он устроил высокий погребальный костёр и казнил возле него 12 ни в чём неповинных троянских юношей. Ахилл брал каждого юношу за волосы, подтаскивал волоком к погребальному костру, перерезал ножом горло, а труп бросал на пылающие поленья. Тем самым кровь несчастных окропляла горящее дерево.

Вскоре Ахилл сам был убит в Трое, но проявил патологическую алчность даже после своей смерти. Когда город пал, тень этого героя явилась к грекам и потребовала свою долю добычи в лице пленённой дочери царя Трои Поликсены. Гордая и прекрасная девушка, понимая, что деваться ей некуда, сама бросилась на жертвенный нож. Её кровь обагрила жертвенный камень, а высвободившуюся душу забрал кровожадный Ахилл.

Одним словом, правосудие греческих богов неразрывно переплеталось с правосудием жестоких и бессердечных смертных. Тот же грек Перифет убивал путников железной палицей лишь потому, что те шли по горным тропинкам в его владениях. А Синид казнил людей, случайно забредших в его сосновую рощу. Он сгибал верхушки сосен, привязывал к ним несчастного путника и отпускал деревья. Те распрямлялись, а человеческое тело разрывалось на части. Против этих и других изуверов выступил герой Тесей. Он предал душегубов тем казням, которые те сами совершали над людьми.

Весь этот жуткий беспредел, который мало походил на правосудие, остановила богиня Афина-Паллада. По её инициативе был создан суд старейшин, получивший название Ареопаг. Он стал образцом объективного демократического судопроизводства.

Судебные заседания проходили на холме Ареса, а приговор выносился по результатам голосования. Перед старейшинами стояли две урны, и те бросали в них камешки. Именно с их помощью и осуществлялся подсчёт голосов. Всё это происходило на глазах у многочисленных зрителей.

На самом первом процессе Ареопага рассматривалось дело Ореста, убившего свою мать Клитемнестру. Обвинителями на этом процессе выступили богини мести Эринии, а со стороны защиты присутствовал Аполлон. Именно он произнёс яркую речь, в которой заявил, что Орест убил мать, мстя ей за убийство своего отца Агамемнона.

Когда подсчитали голоса старейшин, то выяснилось, что камешков в обвинительной и оправдательной урнах одинаковое количество. Поэтому, в соответствии с правилами, Ореста оправдали. Этот процесс положил начало грамотному судопроизводству, а правосудие греческих богов стало историей.

Дмитрий Орлов