Главная            О проекте            Карта сайта            Обновления            Ссылки

Исмаилиты

К середине VIII века арабы, следуя заветам пророка Мухаммеда, завоевали огромную территорию от Пиренеев до Памира. Множество народов и племён вошли в халифат и были обращены в ислам. Среди них были маздакиты Азербайджана, огнепоклонники Хорасана, буддисты Средней Азии, манихеи Месопотамии, гностики Сирии. Все эти учения различались между собой, но пылали одинаковой ненавистью к поработителям-мусульманам и их вере исламу.

Неоднократно то там, то здесь вспыхивали восстания, но халифы их беспощадно подавляли. В конце концов, сложилась новая консорция – религиозная организация, целью которой стала борьба с существующей религией. Она вобрала в себя древние традиции и потрясла мусульманский мир.

Исмаилиты и город

По шариату христиане и евреи за дополнительный налог могли исповедовать свои религии. Другие принимали ислам, а вот зиндики, которые являлись представителями нигилистических учений, не нашли общего языка с мусульманами, поэтому им грозила смерть.

Зиндики – это гностики, и против них была учреждена целая инквизиция. Её глава получил титул – «палач зиндиков». Естественно, что в таких условиях свободная мысль ушла глубоко в подполье. Она вышла из него преображённой до неузнаваемости во второй половине IX века. Основателем новой концепции стал Абдулла ибн Маймун. По национальности он был персом из Мидии, а по профессии глазным врачом. Умер этот человек в 874 году.

Сторонники новой доктрины называли себя по-разному. В Персии они были исмаилиты, а в Аравии карматы. Перед собой эти люди ставили одну цель – реорганизацию ислама. Их учение было очень простым: в мире творится много безобразий, а исправить их и восстановить справедливость может только махди – спаситель человечества.

Такая проповедь всегда находит отклик в сердцах людей, и особенно это характерно для тяжёлых времён. А как раз в IX веке время было чрезвычайно трудным. Для него были характерны мятежи, восстание племён на окраинах мусульманского мира, восстание рабов в центре страны, бесчинства наёмников, произвол администрации. К этому можно добавить поражения в войнах с Византией и неистовый фанатизм мулл. Указанные проблемы тяжёлым грузом ложились на плечи городских бедняков и крестьян, а также бедных, но образованных сирийцев и персов. Всё это вместе представляло собой пороховую бочку, к которой нужно было только поднести спичку.

В халифате любое инакомыслие безжалостно подавлялось. Поэтому исмаилиты выдавали себя за правильных мусульман. Они толковали Коран, но в то же время вызывали у слушающих сомнения и намекали на то, что им известен истинный закон, который забыт. Отсюда и происходят все бедствия. Если слушающие проявляли интерес, то с них брали клятву молчания, а затем обучали новым истинам.

Заключались они в том, что существующий мир плохой. Им правят халифы, кадии, эмиры, муллы. Они обижают бедных людей, у которых, однако, есть выход. Став членами новой общины, они достигнут совершенства и попадут в иной мир, где всё наоборот. И такая незамысловатая доктрина нашла большое количество приверженцев.

Чтобы выжить и не быть уничтоженными, проповедники доктрины лгали всем. С шиитами они прикидывались шиитами, с суннитами называли себя суннитами, с евреями были евреями. Их община быстро завоевала твёрдые позиции во многих областях халифата.

Никакого духовенства у них не было. Но была жёсткая иерархия. В каждой общине имелись свои руководители, которым беспрекословно подчинялись. Наибольший успех имела карматская община Бахрейна. В 929 году её члены разорили Мекку. Они перебили паломников и похитил чёрный камень Каабы, который вернули только в 921 году. Своими набегами они причинили много вреда Сирии и Ираку. Овладели Мультаном в Индии и разрушили храм Адитьи.

Часть берберов Атласа стала исповедовать исмаилизм. Эти воинственные люди использовали проповеди псевдоислама, чтобы расправиться с арабами. Вождь восставших Убейдулла провозгласил себя халифом в 907 году и основал Фатимидский халифат. Этой новой династии впоследствии удалось покорить Египет.

Помимо Северной Африки исмаилиты пытались утвердиться в Средней Азии и Иране. Однако там они натолкнулись на сопротивление сельджукских султанов. Но, несмотря на поражение, они удержались в Сирии и Иране. Имамом у них стал Хасан Саббах, которого выгнали за интриги из канцелярии сельджукского султана Мелик-шаха. В 1090 году он со своими сподвижниками овладел горной крепостью Аламут в Дейлеме и стал называться «старец горы».

Однако не крепость была главной опорой этой секты. Большая часть приверженцев «старца горы» находилась в сёлах и городах. Там они выдавали себя за мусульман или христиан, пряча истинные лица за ложью. Попытки уничтожить исмаилитов заканчивались всегда неудачно. Слишком решительно настроенного эмира или визиря подстерегал наёмный убийца, жертвовавший своей жизнью по велению секты.

Наличие исмаилизма превратило борьбу христиан с исламом в трёхстороннюю войну. Во врагах у исмаилитов ходили все, но они в любом случае нуждались в союзниках и искали их даже среди христиан. Таковыми оказались крестоносцы, которые уже растеряли первоначальный религиозный порыв и поддались неге и роскоши Востока. Война двух религиозных миров превратилась в обычные феодальные стычки, характерные для любой страны того времени. Сектанты при этом прятались в своих замках, пользовались всеобщим беспорядком и оказывали за деньги услуги тем, кто желал избавиться от того или иного соперника. Такие убийства приносили очень хороший доход.

В XIII веке всё изменилось в результате монгольского нашествия. Появившийся грозный и могущественный враг захватил крепость Аламут и другие пристанища сектантов. Исмаилиты раздробились на мелкие общины и притаились в разных странах. Они никогда больше не набрали силу, хотя существуют по сей день и живут в основном в Саудовской Аравии.

Алексей Горобец