Главная            О проекте            Карта сайта            Обновления            Ссылки

Культ быка

Оседлые народы, жившие в глубокой древности и занимавшиеся сельским хозяйством, оставили после себя много рисунков, письменных свидетельств, архитектурных памятников. Во всём этом историческом многообразии преобладает культ быка. Он считался покровителем древних людей, а многие цивилизации изображали его в виде рогатого бога. Тут практически невозможно понять, как возник данный культ, так как мифы о рогатых богах всегда тесно переплетались с мифами о других небожителях. Можно лишь утверждать, что всё началось тогда, когда образовался союз человека и быка.

Первые связи начали налаживаться 10 тыс. лет назад в средней европейской полосе. В тех местах обитали туры и жили лесные охотники. Последние и начали постепенно приручать диких животных. Впоследствии то же самое произошло в Азии и Северной Африке. Сахары, такой как мы её знаем, в то время не было. Огромные пространства занимали саванны и леса. В саванне жили кочевники. Они приручили диких быков и стали ездить на них верхом.

Быки, жившие в Северной Африке, имели длинные ноги, тонкие шеи и небольшие головы, увенчанные изогнутыми рогами. То есть эти животные были прекрасно приспособлены для жизни в саванне. Их впоследствии заимствовали у кочевников египтяне. И у древнейшей цивилизации появились длинноногие коровы. Позже они попали на острова Средиземного моря и по прошествию веков стали коротконогими. А когда попали на Балканы, то стали короткошеими и большеголовыми. Уже в таком виде, запряженные в повозки с ярмом, быки проникли на Ближний Восток и попали к земледельцам.

Культ быка проделал тот же самый путь, передаваясь от народа к народу. Истоки же его надо искать у кочевников-скотоводов Сахары, живших 5-6 тыс. лет назад. Эти люди оставили после себя много наскальных рисунков, причём хорошо сохранившихся. На рисунках видно, что быков в стадах было в 5 раз больше, чем в наши дни. Все они изображены с мошонками, то есть их не кастрировали. На рисунках изображено доение коров. Им занимались женщины и дети.

Быки и коровы имели огромное значение не только для кочевников, но и для земледельцев. На них ездили, перевозили грузы, пахали землю, получали молоко, мясо, шкуры. Без этих животных древнему человеку было бы чрезвычайно сложно выжить. Отсюда и появилась любовь к быкам, а затем она трансформировалась в обожествление. Выражалось это вначале в украшении рогов животных. Их покрывали узорами, надевали орнаментные повязки, делали насечки. Затем стали изображать на наскальных рисунках в виде богов, а после этого дошла очередь и до памятников.

От кочевников культ быка перешёл к египтянам. Жрецы создали образ небесной коровы, которая покровительствовала фараонам. Изображали её всегда вместе с мальчиком, сосавшим коровий сосок. Ребёнок сидел под брюхом животного, которое образовывало над ним уютный свод. С этого места мальчик мог видеть солнце, стоящее как бы между коровьими рогами. Это повсеместный мотив сахарских рисунков и обязательный атрибут божественных быков и коров в Древнем Египте.

На Крите, в период минойской цивилизации, в Кносском дворце центральной темой были бычьи головы и бычьи рога, используемые в качестве символов. На минойских фресках и керамике много изображений спортивных состязаний, где их участники перепрыгивают через быков и хватают их за рога.

В Иране существовало несколько мифологических существ крупного рогатого скота. В зороастризме был гигантский бык, способный колебать горы и моря. Корова считалась одним из шести изначальных материальных творений и прародителем животных. В её честь был назван 14-й день месяца, находящийся под её защитой.

В Древней Греции бога Диониса изображали с бычьими рогами. В соответствии с мифологией он любил принимать вид этого могучего животного. Минотавра также считали человеком с головой быка. Он якобы родился от связи царевны с быком. В классический период быка ассоциировали с божеством, что подчёркивало его постоянное мистическое присутствие среди людей.

В Римской империи также существовал культ быка. Этих животных регулярно приносили в жертву для благополучия народа и государства. Их считали священными, и такая точка зрения отражалась в произведениях искусства.

В христианской религии часто возле младенца Иисуса, лежащего в яслях, показывали быка или вола. В традиционных песнях на Рождество говорилось, что бык согревает младенца своим дыханием.

Алексей Горобец