Главная            О проекте            Карта сайта            Обновления            Ссылки

Будда

Будда – это не имя человека, а состояние наивысшего духовного совершенства. Стремление к нему было с древних времён присуще людям, населявшим Индию. Древние индусы мало интересовались устройством мира в отличие от философов Древней Греции. Их больше занимал такой вопрос как переселение душ. Считалось, что душа хорошего человека после смерти воплощается в человеческом теле. А если кто-то много грешил, то его душа попадает в тело крокодила, что, конечно, очень неприятно. Она может также попасть в тело воздушного бирита или подземного демона. Это уже совсем плохо. Поэтому каждого индуса интересовал главный вопрос жизни: какие нужно принять меры, чтобы обеспечить себе перерождение в тело человека.

В те далёкие времена в Индии уже были и йоги, и брахманы, и отшельники-аскеты. Все они проповедовали свои истины. Поэтому несведущему человеку было очень легко запутаться в этом многообразии мнений. Но в VI веке до н. э. на землях Индостана появился гениальный мальчик. Был он из княжеского рода Шакья.

Изображение Будды

Отец его был раджой (князь или царь). Звали его Шуддходана. Мать-царица носила имя Маха Майя. Как гласят предания, Маха Майя перед родами отправилась к своим родителям. Однако до отчего дома не дошла. По дороге у женщины начались схватки, и она родила на земле возле дерева в роще. Это в 160 км от современной столицы Непала Катманду.

Мать умерла через несколько дней после рождения ребёнка, а того нарекли именем Сиддхартха Гаутама. Его день рождение до сих пор широко празднуется в майское полнолуние в странах, исповедующих буддизм. Воспитанием ребёнка занялась родная сестра матери Маха Паджапати. В 16 лет юноша женился на красивой девушке Яшодхаре. Та родила мальчика Рахулу. Это был единственный сын будущего Будды.

Сиддхартха Гаутама отличался пытливым умом, но всё время проводил во дворце. Молодой человек совсем не знал реальную жизнь. Когда ему исполнилось 29 лет, то он впервые вышел за пределы дворца в сопровождении своего слуги Чанна. Оказавшись среди простых людей, принц увидел 4 зрелища, которые кардинально перевернули всю его дальнейшую жизнь.

Зрелища эти были: нищий старик, разлагающийся труп, больной человек и отшельник. И тогда Гаутама осознал всю суровую жизненную правду. Он понял, что богатство является фикцией. Оно не может защитить от болезней, физических мучений, старости и смерти. Единственный путь к спасению – самопознание. После этого наследный принц оставил отчий дом и пошёл по земле искать истину.

Он обошёл всех мудрецов-учителей, не удовлетворился их учениями и создал своё собственное. Учение это было до крайности простым вначале и стало невероятно сложным через 2 тыс. лет.

Заключалось оно в том, что у людей есть желания, которые при неудовлетворённости порождают страдания, а те, в свою очередь, ведут к смерти, новым воплощениям и новым страданиям. Следовательно, чтобы избавиться от страданий, нужно ничего не желать. И только тогда возможно избежать и страданий, и смерти.

Гаутама сел под деревом, сложил ноги калачиком и стал ничего не желать, что оказалось чрезвычайно трудным делом. Однако ему это удалось, и он начал учить других тому, чем овладел сам, и сотворил 12 чудес. Этим он противостоял демону Мара (иллюзия). Тот насылал на него всяких чудовищ, например, бешеного слона, блудницу, немедленное вступление в нирвану с отказом от проповеди и т. д. Но он с этим справился и стал Буддой, то есть совершенным.

Гораздо труднее оказалось справиться со своими ближайшими учениками. Одного из них звали Девадатта. Он усвоил учение и решил, что может сделать больше. Наряду с отречением от желаний от ввёл строгий аскетизм. Сам же Будда считал, что человек для спасения страдать не должен ни в коем случае. Ему только не надо прикасаться к золоту, серебру, женщинам, так как это соблазны, распаляющие желания.

А Девадатта не согласился. Он заявил, что нужно ещё и голодать. Но это уже было искушение, что противоречило учению. И поэтому община раскололась на две. Но приверженцев у бывшего принца всё равно осталось очень много. Его дамы знатные приглашали к себе из любопытства. Богатые люди давали деньги на общину. Сам учитель ни к чему не прикасался, но ученики брали и использовали пожертвования на благие дела.

Община буддистов получила название сангха. А члены общины, достигшие полного освобождения от клеш (страсть, агрессия, гордость, зависть), стали называться архатами. Во главе всего стояли "Три драгоценности" или Триратна. Это сам Будда, Дхарма – закон, учение, и Сангха – монашеская община.

Учитель во главе сангхи много путешествовал по землям Индии и проповедовал свои взгляды. Они нашли отклик в сердцах как бедных, так и богатых людей. На учителя совершали покушения представители других религиозных течений, но видимо само Провидение берегло создателя буддизма. Однако жизнь чрезвычайно многообразна. Когда Будде исполнилось 80 лет, судьба приготовила для него искушение, от которого тот не смог удержаться. Это было сострадание.

Пока он сидел под деревом и пользовался уважением всей Бенгалии, соседнее племя напало на княжество Шакья и перебило всех родственников учителя. Ему об этом сообщили, и 80-летний старик, самый уважаемый в Индии человек, пошёл с палочкой по саду, в котором когда-то играл ребёнком, по дворцу, где его воспитывали. А везде лежали его родственники, его слуги, друзья, разрубленные пополам, искалеченные и изувеченные. Всё вокруг было забрызгано кровью. Он мимо всего этого прошёл, но не смог остаться равнодушным и вошёл в нирвану.

Нирвана представляет собой понятие, которое не может существовать на Западе вследствие логического закона исключённого третьего. У европейцев 3 закона логики: закон тождества, закон противоречия и закон исключённого третьего. Согласно последнему закону в мире нет ничего такого, что могло бы быть одновременно и "а" и не "а". Например, компьютер, за которым вы сидите, либо существует, либо не существует. Третьего здесь не дано.

Так вот, нирвана этот закон исключает. Нахождение в нирване означает одновременно и существование, и несуществование. У индусов своя логика. С точки зрения европейца, вошёл в нирвану, значит умер. А по буддийскому учению всё не так. Будда не умер, а лишь сменил место своего обитания. Из сансары – вечно движущегося мира – он перешёл в нирвану, и сейчас находится именно там. Это означает, что он ничего не знает, ничего не видит, не слышит и не хочет. То есть, находится в вечном покое.

Он не счастлив, и он не несчастлив, потому что счастье и несчастье – понятия относительные. А в нирване ничего относительного нет. Одним словом, что он есть, что его нет – совершенно одинаково. Сохранились лишь учение и память.

Тело основателя буддизма было кремировано. Пепел разделили на 8 частей. Их положили в основании специальных памятников, которые не сохранились до наших дней. Перед смертью учитель завещал ученикам следовать не за лидером, а за учением. Никаких рукописных трудов он после себя не оставил. Поэтому передача основных истин шла из уст в уста. Лишь через 3 века появился первый свод священных буддистских текстов. Получил он название Трипитака – три корзины текста или три корзины мемуаров.

Датированы они III веком до н. э, а Будда умер в V веке до н. э. То есть примерно за 250 лет до того, как эти мемуары увидели свет. Все мы знает, как нещадно врут мемуаристы. Поэтому в Трипитаке не всё правда. Но как бы там ни было, буддизм широко распространился в Индии. Его цели, задачи и сама постановка вопроса привлекли десятки миллионов людей.

Суть учения заключается в том, что смысл жизни – это стремление к совершенству. При этом человек проходит через ряд перерождений. А конечная цель – стать святым и попасть в нирвану. Индусам такое учение нравится. А вот европейцев не очень прельщает ничего не желать, ничего не делать и не иметь возможности что-либо предпринимать. Хотя конец и величественный, но путь к нему слишком уж тернист и непонятен для простого смертного, привыкшего к другому образу жизни.