Главная            О проекте            Карта сайта            Обновления            Ссылки

Как проходило жертвоприношение в Древнем Риме

Что такое жертвоприношение? Это одна из форм религиозного культа. Её цель заключалась в укреплении связи людей с богами посредством принесения в дар божествам каких-либо предметов или объектов, обладавших символической или реальной ценностью для жертвователей. Однако следует понимать, что данный культ служил в первую очередь интересам людей, облечённых властью. Через жертвоприношения они стремились подчинить себе большинство соплеменников, используя в своих личных целях их суеверие и страх перед сверхъестественными силами.

Древний Рим в этом вопросе не был исключением. Жертвоприношения в этом государстве были делом обычным. Нередко они проводились во время военных походов перед большими и значимыми сражениями. В таких случаях римляне пытались заслужить благосклонность таких богов как Юпитер, Марс и Квирин. Это была триада главных римских воинственных богов. Они считались хранителями государства. Поэтому именно к ним взывали, прося даровать победу в сражении.

Изображение жертвоприношения в Древнем Риме

А теперь, после этого небольшого вступления, давайте рассмотрим, как проходило жертвоприношение в Древнем Риме. Для примера возьмём римский лагерь, в котором сосредоточилось сильное войско в ожидании большого сражения. Надо сразу отметить, что в каждом таком лагере имелось специальное место для жертвоприношений. Главным там был жертвенник – чаще всего земляная глыба круглой формы с углублением наверху, в котором зажигался огонь.

С одной стороны в жертвеннике находилось отверстие. В него стекалось вино жертвенных возлияний. А вокруг высились шесты, украшенные розами, фестонами и другими цветами. Именно к жертвеннику и направлялась тожественная процессия, на которую возлагалась обязанность проведения религиозного культа.

Во главе процессии шли жрецы трёх божеств. Одеты они были в длинные плащи из белой шерстяной ткани. На головах у них были остроконечные шапки тоже из белой шерстяной ткани. Жрецов сопровождали авгуры (гадатели). Одеты они были в свои жреческие одеяния, а в руке каждый авгур держал короткий загнутый посох, похожий на современный пастушеский. Это был знак отличия гадателей.

За авгурами следовал помощник жрецов. В его задачу входило подводить животных к жертвеннику и убивать их. Был и другой помощник. Он закалывал маленьких животных и выпускал кровь из них. На помощниках были длинные передники до ступней, отороченные внизу пурпуром. Правой рукой первый помощник поддерживал секиру, лежащую у него на плече. Второй помощник сжимал в руке острый кинжал.

Авгур с сопровождающими лицами

Головы этих людей украшали венки из цветов. Шеи обвивали белые и красные ленты, спускавшиеся вниз по одежде. Такими же венками и лентами украшались головы и шеи быков, овец, свиней, приносимых в жертву. За помощниками следовали служащие низшего ранга. Один из них нёс большой деревянный молот. Им помощник вначале оглушал крупное копытное животное, нанося ему удар по затылку, а уж затем убивал.

Другой служащий нёс серебряный ларчик для благовоний. В нём хранился фимиам. Остальные несли серебряную жертвенную чащу для курений, кадильницу, амфору с вином, патеру (чашу для жертвенных возлияний). Замыкал это торжественное шествие цыплятник. Этот человек считался хранителем священных кур и нёс в клетке жертвенных птиц. И, наконец, позади располагались флейтисты. Во время жертвоприношений они сопровождали пение музыкой.

За жертвенной процессий шло римское войско, возглавляемое претором или другим главным военачальником. Оно на почтительном расстоянии от жрецов и их помощников окружало жертвенник и молча наблюдало за выполнением религиозного культа. А жрецы, подойдя к жертвеннику, приступали к совершению установленного обрядом омовения.

Они клали фимиам в кадильницу, посыпали жертвенных животных мукой, совершали жертвоприношения жертвенными пирогами и вином. После этого к жертвеннику подводили быка. Служители приподнимали его голову вверх. Это был важный момент, так как поднятая голова означала, что жертву приносят небесным богам. Когда же жертву приносили богам подземным, то голову опускали вниз.

По приподнятой голове помощник со всей силы бил молотом, а затем секирой перерезал горло оглушённому животному. В это же время второй помощник перерезал горло мелким животным и выпускал из них кровь. Вскоре этой кровью был обрызган весь жертвенник. Туши тут же разделывали служители, а часть мяса клали на огонь, горевший в углублении жертвенника.

Но главным были внутренности жертв. Их собирали и укладывали на слегка вогнутую посередине бронзовую доску, стоящую на четырёх бронзовых подставках. После окончания всех этих обрядов доску передавали авгурам. Те с важным и серьёзным видом окружали её и пытались определить по внутренностям будущее.

Определяли они долго, в течение часа и более. И всё это время стоящие вокруг легионеры терпеливо ждали, что скажут гадатели. И, как правило, последние торжественно объявляли, что согласно их наблюдениям внутренности жертвенных животных благоприятны для римлян. Гадатели не увидели в них ни малейшего пятнышка, которое можно было бы истолковать как плохое предзнаменование.

Жертвоприношение в римском военном лагере

Но это было ещё не всё. После авгуров наступала очередь кормления священных кур. Их выпускали из клетки и сыпали на землю зерно. А стоящие вокруг люди смотрели, как куры клюют его. Те, как правило, клевали его жадно, так как мудрые жрецы не кормили пернатых перед обрядом жертвоприношения. А раз зерно поедалось жадно, то означало это, что Юпитер, Марс и Квирин благоволят к римлянам. Поэтому легионеры начинали бурно рукоплескать и выражать свою радость иными способами.

Итак, теперь ясно, как проходило жертвоприношение в Древнем Риме. В рассмотренном случае оно служило способом воодушевить солдат. Те, видя, что боги к ним благосклонны, начинили верить в победу над неприятелем. И надо сказать, что такой моральный подъём имел очень большое значение. Сюда также можно приплюсовать железную дисциплину, царившую в римских легионах, и опыт военачальников.

Всё это вместе взятое и давало блестящие результаты. Рим стал величайшей державой. Он завоевал всё Средиземноморье, а причиной таких грандиозных успехов было всего лишь правильное кормление священных кур. И в этом нет ничего удивительного. Здесь можно сослаться на Гая Юлия Цезаря. Во время одного важного политического события всё решал гонец, поскакавший во весь опор, и эта величайшая историческая личность сказала: «Как часто от самых ничтожных причин зависят важнейшие события! Вот сейчас всё зависит от коня!»

Леонид Серов