Главная            О проекте            Карта сайта            Обновления            Ссылки

Пифийские игры

Пифийские игры – одни из 4-х панэллинских игр, проходивших в Древней Греции. Проводились 1 раз в 4 года в честь бога Аполлона в его святилище в Дельфах. Организовывали их каждый раз через 2 года после Олимпийских игр, между Немейскими и Истмийскими играми. Такая состязательность сплачивала греков, повышала их национальное самосознание. Чужеземцев к играм не допускали. Они были прерогативой только граждан Эллады.

Изображение Пифийских игр на древней вазе

Начало Пифийских игр датируется 582 годом до н. э. Это конец Первой Священной войны (595-583 гг. до н. э.). Велась она между городом Киррой и дельфийским союзом (военный союз греческих племён, живших вблизи Дельф). Кирра контролировала дорогу к Дельфам и потребовала от паломников, идущих к дельфийскому оракулу, платить пошлину. Это и стало причиной войны, которая длилась более 10 лет. С её окончанием союз 12-ти греческих племён и утвердил состязательные игры, которые по своей значимости стали вторыми после Олимпийских.

Их название связано с мифическим змеем Пифоном. Его послала жена Зевса Гера преследовать беременную от громовержца титаниду Лето. Но последней удалось избежать встречи с кровожадным змеем, и она родила близнецов Аполлона и Артемиду. Возмужавший Аполлон поклялся убить Пифона, но тот бежал в Дельфы и спрятался там. Но юный бог настиг его и убил стрелой из лука. Захоронив тело, Аполлон основал Дельфийский оракул, но по понятиям Зевса совершил преступление, убив змея. Чтобы загладить свою вину, сын титаниды Лето и создал Пифийские игры.

Аполлон убивает Пифона стрелой из лука

Данный миф был взят за основу в Древней Греции, и вторые по статусу игры стали проводить 1 раз в 8 лет. Затем начали проводить чаше – 1 раз в 4 года, предположительно в конце августа. Вначале на играх практиковались лишь музыкальные конкурсы, но затем добавили гимнастические соревнования, гонки на колесницах и состязательные речи философов. Но на протяжении всех веков именно музыка оставалась главенствующей в данном виде панэллинских игр.

Подготовка к ним начиналась за полгода до начала. Вначале избирались 9 граждан из Дельф, которые направлялись в разные греческие города. Каждый из них приходил на центральную городскую площадь, извещал о начале игр и объявлял период священного перемирия. Если город в это время участвовал в вооружённом конфликте, то должен был прекратить любые военные действия и занятья подготовкой своих музыкантов и спортсменов.

Если же данное требование не выполнялось, то гражданам города запрещалось входить в святилища Аполлона, обращаться к оракулу и участвовать в играх. Во время перемирия сотни людей стекались в Дельфы, чтобы принять участие в подготовке и играм. Обновлялись и принимали праздничный вид святилища, храмы, улицы, фонтаны.

Соревнование на колесницах

Пифийские игры проводились не только в Древней Греции, но и в период Римской империи. Последние состязания датируются 424 годом н. э. То есть целую 1000 лет раз в 4 года люди собирались, чтобы показать свои музыкальные, интеллектуальные и физические способности. Конец этому положило христианство, начавшее непримиримую борьбу с языческими праздниками.

Проводились игры на большой равнине в Дельфах. Там имелись стадион и амфитеатр. По времени соревнования занимали 7-8 дней. Начинались они с торжественной процессии, которая шла к храму Аполлона. Там разворачивалось целое театральное представление, имитирующее победу Аполлона над Пифоном. Затем наступал черёд праздничных жертвоприношений, которые переходили в пиршества.

Все эти предварительные празднества продолжались 4 дня, и лишь после этого начинались музыкальные состязания и спортивные соревнования. В последние входили борьба, кулачные бои, пятиборье, гонки на колесницах, запряженных 2-мя и 4-мя лошадьми. Музыканты играли на греческих музыкальных инструментах и свирелях, причём как с пением, так и без пения. Обязательным было выступление танцоров, сопровождаемое музыкой.

Возложение лаврового венка на голову победителя

Следует сказать, что на игры не могли попасть все желающие, ведь население Греции в то время составляло около 1 млн. человек. Поэтому в других городах практиковались Малые Пифийские игры. Особенно это было характерно для греческих колоний, разбросанных по западному побережью Малой Азии и южному побережью Италии. Но главное празднество, естественно, проходило в Дельфах.

Победителям состязаний и соревнований на головы возлагали лавровые венки. Лавр считался священным деревом Аполлона, а росли такие деревья в длине Темпе в Фессалии. Там находилась священная роща, где и брали ветви, из которых потом плели венки. А вот денежные вознаграждения победителям не выдавались. Но лавровый венок в глазах древних греков ценился гораздо дороже денег. Сами же победители пользовались огромным уважением в своих городах.

О Пифийских играх писали все выдающиеся люди Древней Греции. Здесь можно назвать Плутарха, Овидия, Геродота, Пиндара, Аристотеля, Каллисфена. В честь победителей слагались хвалебные гимны. А, к примеру, лирический поэт Пиндар славил не только победителей, но и членов их семей, утверждая, что без семьи не состоялась бы и выдающаяся личность. Благодаря всему этому, некоторые имена древних греков, завоевавших лавровые венки на знаменитых панэллинских играх, дошли до наших дней.

Евгений Серов