Законы царя Хаммурапи

Древние цивилизации-2 Законы царя Хаммурапи

Царь Хаммурапи (1810-1750 гг. до н. э.) известен тем, что за годы своего правления покорил почти всё Междуречье и создал сильное Вавилонское царство. Такая держава не могла существовать без единой законодательной базы. Поэтому был разработан свод законодательных актов, вошедший в историю как законы царя Хаммурапи.

Созданы они были в последние годы жизни грозного владыки. Их записали на глиняных табличках клинописью. Помимо этого, создали каменные стелы из диорита, на которых отобразили полный свод законов. Стелы расставили в разных городах как символ царской власти, опирающейся на правопорядок и законность. Одна из таких стел была обнаружена французскими археологами в городе Сузы в 1902 году. Именно благодаря этой находке, современная наука и имеет исчерпывающее представление о правовых нормах и правилах той далёкой эпохи.

Описание стелы с законами Хаммурапи

Стела, на которой отображены законы царя Хаммурапи, представляет собой каменный монумент, изготовленный из чёрного диорита. Его высота достигает почти 2,3 метра. Окружность основания составляет почти 2 метра. Вес этого монумента равен 4 тоннам. Примечательна верхняя часть данного рукотворного творения. Это скульптура, на которой изображены 2 человеческие фигуры.

Законы царя Хаммурапи Каменная стела (спереди и сзади) с нанесёнными на неё законами царя Хаммурапи

Одна из них сидит на троне, а другая стоит перед ней. Сидящая фигура изображает собой бога Солнца Шамаша. Его голову венчает сложный головной убор. В правой руке он держит кольцо и жезл. Они символизируют справедливость и правоту. Перед богом стоит Хаммурапи. Его фигура выражает покорность и внимание. Данный барельеф как бы подчёркивает, что законы выражают волю бога, а сам царь является лишь исполнителем высшей божественной власти. Это придаёт особый смысл всему тому, что высечено на каменной стеле ниже.

Под скульптурой располагается сам текст. Им покрыты и передняя и задняя стороны монумента. Текст представляет собой столбцы, написанные клинописью на аккадском языке. Читаются они сверху вниз. На передней стороне сохранилось 16 столбцов. Состоят они из 1114 строк. На задней стороне насчитывается 28 столбцов, включающих в себя 2524 строки. Таким образом, всего насчитывается 3638 строк. При этом почти 700 строк отведены на введение и эпилог. То есть они не несут в себе никакого правового текста.

Законы царя Хаммурапи

Все законы делятся на 8 групп. Это исполнение правосудия, охрана собственности, принадлежащей царю, охрана частного имущества, полученного от царя, операции с недвижимостью, коммерческие операции, семья и наследство, уголовные преступления против личности, операции с движимым имуществом. Рассмотрим все эти группы по порядку.

Исполнение правосудия

В данном случае наказания за преступления базировались на принципе талиона. То есть мера наказания должна быть точно такой же как преступление. Это означает, что если преступник отрубил человеку руку, то, соответственно, и преступнику рубят руку. Лишил зрения, значит, и совершившему этот акт вандализма выкалывают глаза.

Законы царя Хаммурапи Верхняя часть стелы, представляющая собой скульптуру

Если обратиться к конкретике, то за ложное обвинение в убийстве полагалась смертная казнь. За ложное обвинение в колдовстве полагались смерть и конфискация недвижимости. А вот если обвинение в колдовстве подтверждалась, то тогда обвинителю отдавали дом колдуна.

Также будет интересно  «Кричащая мумия»

Устанавливалась процедура расследования преступлений. Тут главный принцип состоял в том, что если свидетельские показания отсутствуют, то тогда следует обратиться к божьему суду. Это клятва во имя бога или испытание водой. Подозреваемого бросали в реку, и если он тонул, то считался виновным, так как бог реки покарал его. Если же выплывал на берег, то считался невиновным.

В то же время правовые нормы базировались на том, что обвинение должно быть доказано обвинителем, а любое сомнение идёт на пользу обвиняемому. Что касается пыток, то информации о них никакой нет. Только в отношении рабов могли применяться пытки по согласию с их владельцами.

Полагалась кара за лжесвидетельство. Если оно было связано со смертной казнью, то лгуна казнили. В иных случаях такие люди несли то наказание, которое грозило обвиняемому. Неправедного судью отрешали от должности, и он должен был возместить в 12-кратном размере ту сумму иска, которую предъявлял обвиняемому.

Законы царя Хаммурапи Текст законов на каменной стеле

Во время судебных заседаний не предусматривалось их протоколирование, а сам приговор объявлялся устно. Судебными инстанциями считались городской, храмовый и царский суды. Дела рассматривались коллегиально. Храмовые суды рассматривали только те дела, которые касались божьего суда. Решение суда было окончательным и не подлежало обжалованию. Не предусматривалось никаких верховных инстанций, к которым можно было бы апеллировать. Даже царь не мог помиловать некоторые категории осуждённых.

Охрана собственности, принадлежащей царю

Если на царскую собственность покушался вор, то его ждала смертная казнь. В редких случаях он должен был 30-кратно возместить стоимость украденного. В случае кражи храмового имущества наказанием также являлась смерть. А вот если кража осуществлялась вне территории храма (овца, корова, свинья), то предусматривалось 30-кратное возмещение. Смертная казнь назначалась и за похищение рабов.

Предусматривались расправы без суда и следствия. Если при пожаре в доме, принадлежащем человеку, состоящему на службе в царском дворце, случалась кража, то вора можно было смело бросать в огонь. В то время пожары случались часто, а дома стояли на узких улицах впритык друг к другу. Поэтому вороватых людей, желающих поживиться на горе других, хватало. Отсюда и проистекала жестокость наказания.

Охрана частного имущества, полученного от царя за службу

В данном разделе законов царя Хаммурапи предусматривалась смертная казнь тех подданных, которые, получив земельные надел от государя, вместо себя в поход посылали наёмников. Такие подданные приравнивались к ворам, а их имущество считалось незаконно присвоенным. Воин же храбро воевавший, но попавший в плен, не утрачивал право на собственность. Если он из плена возвращался, то получал назад свой надел. Если же не возвращался, но у него был сын, то последний считался законным наследником отца.

Если воин бросал свой надел и уходил, но отсутствовал не более года, то сохранял все права на данную собственность. Полная утрата прав наступала в случае 3-летнего отсутствия. Предусматривался порядок выкупа воина, попавшего в плен, за казённый счёт. Выкупом занимались специальные вавилонские купцы, которые считались царскими людьми. Но если воин был богатым человеком, то он выкупал себя сам.

Операции с недвижимостью

В операциях с недвижимостью большое внимание уделялось различным видам аренды. Если человек брал в аренду поле, а урожай не вырастил, так как нерадиво отнёсся к работе, то он должен был отдать хозяину поля столько зерна, сколько смог бы собрать на этом поле. Было также такое понятие как кабальная арендная сделка. То есть не добровольная, а под нажимом. Закон препятствовал подобным злоупотреблениям. Арендатор в этом случае, собрав урожай, лишь выплачивал свой долг, а весь остальной доход оставлял себе.

Также будет интересно  Позднее царство Древнего Египта (1069-332 гг. до н. э.)

Если чужое поле потравил скот, то пастух должен был выплатить штраф в виде конкретных мер зерна. Если же урожай был погублен полностью, то в этом случае штрафные санкции возрастали в 3 раза.

Коммерческие операции

В данном разделе указаны нормы роста по займам. Такой рост был процентным и разовым. Рост на зерно составлял 1 к 5, а на серебро 1 к 6. Но если серебра не было, то можно было расплатиться зерном. Если кредитор пытался обмануть заёмщика и не выдавал документ о погашении долга, то он подвергался большому штрафу. Если ссуда выдавалась без свидетелей и договора, то кредитор терял всё, что дал. Если же должник не мог отдать серебро или зерно, то получал право отдать любое движимое имущество, которым обладал. Кредитор при этом не мог отказаться, а сама сделка должна была происходить при свидетелях.

Говорится о торговых операциях двух партнёров. При этом устанавливался общий принцип партнёрства. Самая распространённая форма – товарищество, когда прибыль и убыток делились поровну. Другой вид, когда один человек снабжал другого деньгами или товаром, а последний пускал их в оборот и должен был вернуть удвоенный капитал даже в том случае, если не получил прибыль. Смягчающим обстоятельством являлся лишь грабёж.

В данном разделе также регулировалась работа питейных заведений. Содержали их, как правило, женщины, так как о мужчинах не говорится ничего. Нарушения и злоупотребления в таких заведениях карались утоплением. Если же в такие заведения ходили преступники, то их необходимо было задерживать, а бездействие каралось смертью. Жриц, зашедших в питейное заведение, приговаривали к сожжению.

Семья и наследство

Если кто-то ложно обвинил жрицу или жену человека в безнравственном поведении, то получает наказание в виде публичной порки или обривании половины головы. За связь с чужой женой предусматривалась смерть как для мужчины, так и для женщины. Но если муж прощал неверную жену, то тогда жизнь сохранялась. Жена, обвинённая своим мужем в измене, должна была доказать свою невиновность посредством клятвы во имя бога. Но если такое обвинение выдвигало третье лицо, то тогда женщина должна была пройти испытание водой.

Законы царя Хаммурапи Вершится праведный суд

Законы царя Хаммурапи касались и вопросов расторжения браков. Если муж находился в плену, но в доме имелось пропитание, то жена не имела права вступать в новый брак. А вот если пропитания не было, то женщине давалось право на новое замужество. Однако если муж возвращался из плена, то жена должна была вернуться к нему, а вот дети от второго брака оставались с родным отцом.

Если жена не рожала детей, то муж имел право с ней развестись, но он был обязан возместить ей приданное и уплатить сверх этого сумму, которая равнялась её выкупу. Также разрешался развод с женой, если та вела себя безнравственно. Мужчине давалось право прогнать такую женщину или оставить в доме на правах рабыни и найти себе другую жену. А вот если муж оказывался гулякой, то тогда жена имела право забрать приданное и уйти к родителям. Муж не мог покинуть больную жену, в его обязанность входило содержать её в своём доме и кормить.

Также будет интересно  Хетты

Замужняя женщина могла иметь своё имущество и распоряжаться им по своему усмотрению. Она могла заключить с мужем письменный договор о раздельной ответственности по тем долгам, которые имелись у пары до брака. И кредиторы мужа не имели права требовать выплату долга с его жены. Отсюда видно, что женщины, жившие в Вавилоне, имели достаточно много прав.

Уголовные преступления против личности

В данном разделе затрагиваются такие преступления как убийство в результате драки и нанесение телесных повреждений. Последние подразделялись на удар по щеке, повреждение глаз, переломы, выбивание зубов. Если сын наносил удар отцу, то ему отрезали кисть руки, а при ударе по щеке принцип талиона не соблюдался. Такое действие считалось оскорблением, и виновного подвергали публичной порке. Ему наносили 60 ударов плетью, изготовленной из воловьей кожи, но только в том случае, если виновник имел более низкий социальный статус. В ином случае назначался денежный штраф. А вот если оскорбление наносил раб, то ему отрезали ухо.

За неосторожное убийство предусматривалась денежная плата серебром. Оскорбление мужчиной женщины не являлось наказуемым. Но если в результате удара у женщины случался выкидыш, то тогда виновный платил денежную компенсацию. Если в результате удара женщина умирала, то в силу вступал божий суд или всё ограничивалось денежной компенсацией. Тут всё зависело от социального статуса виновника и его жертвы.

Операции с движимым имуществом

Последний раздел законов царя Хаммурапи относился к операциям с движимым имуществом. За неудачное лечение животных ветеринар подвергался наказанию в виде штрафа. Была установлена ответственность за некачественную постройку корабля, за плохое строительство дома. Если дом обрушивался и находящиеся в нём люди погибали, то тут действовал принцип талиона. Если умирал владелец дома, то казнили строителя, а если смерь настигала сына хозяина дома, то той же участи подвергался сын строителя. Плохой кораблестроитель возмещал денежные убытки.

В разделе много говорится о найме людей, животных и транспортных средств. Была установлена оплата за наём работников, строителей, корабельщиков, сельскохозяйственных рабочих. Также регулировались договоры о найме скота. Сюда входили и волы, и повозки, и погонщики. Если взятому в наём скоту наносился вред, то наниматель нёс денежную ответственность перед собственником. Большая ответственность была возложена на пастухов. Они не отвечали только за падёж скота в результате эпидемии или при нападении львов.

Регламентировались покупка и содержание рабов. Продавец нёс ответственность за проданного раба в течение месяца. Если у того выявлялось тяжёлое заболевание, то продавец должен был забрать раба обратно и вернуть деньги.

Всё вышеизложенное было разбито на 282 параграфа. В данной статье они приведены кратко. Но даже в такой форме законы царя Хаммурапи поражают своим здравомыслием и полнотой. Правовые акты затрагивали все стороны жизни и регулировали жизнедеятельность могучего государства, существовавшего 3700 лет тому назад в Междуречье.

Евгений Серов

Будет интересно

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
admin(*uN/ автор статьи
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Яндекс.Метрика Adblock
detector