Главная            О проекте            Карта сайта            Обновления            Ссылки

Аполлон Бельведерский

Аполлон Бельведерский – мраморная статуя Аполлона, находящаяся в настоящее время в музее Ватикана. За несколько сотен лет римские папы собрали в этом музее огромную коллекцию классических скульптур и других выдающихся шедевров искусства. В музее насчитывается 70 тыс. работ, в нём работает 640 человек, и имеется 40 научных, реставрационных и административных отделов. Мраморный Аполлон является одним из самых примечательных творений античной эпохи.

Аполлон Бельведерский в музее Ватикана

Историческая справка

Во время правления Александра Македонского скульптор Леохар из Афин создал бронзовую скульптуру Аполлона. Это период между 350 и 325 гг. до н. э. При римском императоре Адриане, правившем в 117-138 годах, была воссоздана точная копия бронзовой скульптуры, но уже из мрамора. Прошли века, и бронзовый оригинал был безвозвратно утерян, а мраморную копию нашли в 1489 году на территории Анцио (административный район Италии) в 50 км от Рима. По другой версии скульптура была обнаружена в Гроттаферрате – это город в 20 км от Рима.

Уникальный шедевр античности увидел кардинал Джулиано делла Ровер – римский папа Юлий II c 1503 года. Именно он основал музей Ватикана, отведя под него несколько зданий. Одним из этих зданий стал Бельведерский дворец. Как раз в одном из двориков этого дворца в 1511 году и была установлена приглянувшаяся римскому папе скульптура. С тех пор уникальный шедевр античности стали называть Аполлон Бельведерский.

Статуя древнегреческого бога была найдена с отбитыми нижними частями рук. В 50-е годы XVI века скульптор Джованни Анджело Монторсоли восстановил их. В XVIII веке немецкий искусствовед и археолог Винкельман назвал статую лучшим примером древнегреческого искусства. Его поддержали Гёте, Шиллер, Байрон. При Наполеоне Аполлона перевезли в Париж после итальянской компании 1796 года и установили в Лувре. Там он находился весь период правления французского императора.

Вид на статую Аполлона Бельведерского сзади

После падения Наполеона статую в 1815 году вернули в Рим. Там она и пребывает по сей день. Но надо сказать, что XIX век стал для неё тяжёлым испытанием. Появились художественные критики, которые охарактеризовали античное творение, как крайне плохо и безвкусно исполненное. Многие удивлялись, почему им вообще восхищались в прежние века.

В XX веке ситуация не улучшилась: репутация мраморного Аполлона упала до точки полного пренебрежения. Искусствовед Кеннет Кларк заметил, что 400 лет статуя Аполлона Бельведерского была самой почитаемой в цивилизованном мире, и даже Наполеон украл её у Ватикана. А теперь она полностью забыта. Лишь автобусы привозят туристов, которые скуки ради фотографируют этот когда-то величайший шедевр античности. В XXI веке репутация античного бога несколько поднялась, но всё равно находится на очень низком уровне.

Описание Аполлона Бельведерского

Высота статуи равна 2,24 метра. Греческий бог Аполлон изображён в тот момент, когда выстрелил из лука. Голова слегка приподнята и повёрнута, взгляд устремлён вдаль. За спиной находится колчан для стрел. Именно его наличие и позволило сделать предположение, что левая рука держит лук. Тело обнажено, через плечи и левую руку перекинут плащ. Справа располагается ствол дерева, на который бог опирается правой рукой.

Волосы слегка скручены и «текут» локонами по шее. В верхней части головы волосы собраны в небольшой пучок, который был неизменным атрибутом внешности богов и царей. Ноги обуты в сандалии. Утверждается, что ствол дерева отсутствовал у бронзового оригинала. Это уже фантазия мастера, сделавшего мраморную копию во времена императора Андриана.

Существует множество копий Аполлона Бельведерского

Есть версии, в кого стрелял Аполлон Бельведерский. Предполагается, что он пустил стрелу либо в змея, охранявшего дельфийского оракула, либо в гигантского Тития, угрожавшего его матери Лето. Но подлинная задумка автора скульптуры, естественно, не известна, ведь создано уникальное творение было почти 2400 лет назад и до сих восхищает людей, несмотря на скептически настроенных искусствоведов.

Евгений Серов