Главная            О проекте            Карта сайта            Обновления            Ссылки

Стэнфордский эксперимент

Что такое Стэнфордский эксперимент? Это психологический эксперимент, проводимый с 14 по 20 августа 1971 года в стенах Стэнфордского университета профессором психологии Филиппом Зимбардо. В эксперименте были задействованы студенты колледжей мужского пола, в основном белые из обеспеченных семей. Финансировало это исследование Управление военно-морских исследований США. Цель – выявление причин конфликтных отношений между охранниками и арестованными в военно-морском флоте и корпусе морской пехоты США. Эксперимент был снят на видео, а некоторые его части являются общедоступными.

Охранник

Набирали участников эксперимента, поместив объявления в газеты. Вознаграждение составляло 15 долларов в день (94 доллара в 2018 году). Продолжительность эксперимента должна была составить 14 дней. В объявлении было написано, что участники будут участвовать в симуляции тюремной жизни. На данное предложение откликнулось 70 человек.

Из этой массы людей отобрали 24 человека. Руководствовались при этом психологической устойчивостью и хорошим здоровьем испытуемых. Так уж получилось, что в отобранную группу попали студенты из благополучных семейств. Все лица с криминальным прошлым, психологическими отклонениями и медицинскими проблемами были отсеяны.

Суть эксперимента заключалась в том, чтобы половина участников играла роль охранников, а другой половине отводилась роль заключённых. Для этих целей в подвале университета оборудовали специальное помещение для арестованных. Каждому из них полагалась только кровать. А вот охранников поселили в иной обстановке. У них была своя зона отдыха и другие удобства.

Свою роль каждый участник эксперимента выбрал по жеребьёвке. Таким образом были отобраны 12 охранников и 12 заключённых. Первым выдали дубинки, униформу и тёмные очки. Во время эксперимента очки нельзя было снимать. Заключённых одели в халаты без нижнего белья, обмотали головы чулками, чтобы не стричь наголо, на ноги выдали резиновые шлёпанцы.

Участники Стэнфордского эксперимента перед его началом (кадр из фильма)

Перед началом эксперимента с охранниками провели ознакомительную беседу, в которой обговорили их права. Им было запрещено наносить вред здоровью заключённым, не давать им пищу и воду. В то же время от них требовалось полностью контролировать жизнь арестованных, создавать у них чувства скуки и страха. По задумке профессора Зимбардо это должно было вызвать у заключённых состояние бессилия и отчаяния.

Сам профессор выбрал для себя роль управляющего тюрьмой, а своего лаборанта назначил старшим надзирателем. Что касается «преступников», то они в день начала эксперимента должны были сидеть дома. И ранним августским утром к ним нагрянули полицейские из местного полицейского участка. Их обвинили в вооружённом ограблении, вывели из домов в наручниках на глазах у соседей и отвезли в полицейский участок. Там у задержанных сняли отпечатки пальцев, сфотографировали, зачитали права и перевезли в условную тюрьму, где каждому арестованному присвоили свой индивидуальный номер. Так начался Стэнфордский эксперимент.

Ход эксперимента

Заключённых разместили в маленьких камерах на 3-х человек. Небольшой коридор имитировал тюремный двор, карцером служил железный шкаф. А напротив находилось просторное помещение для охранников. Заключённые должны были находиться в тюрьме в течение всего эксперимента. Охранники работали посменно: три человека в течение 8 часов. Они имели выходные дни, во время которых могли сходить домой.

В первые часы итоги эксперимента были неясными, а полицейские, принимавшие на первых порах в нём участие, сразу сказали профессору: «В настоящей тюрьме сидят социопаты, жестокие личности. Они не боятся нарушить закон и напасть на охранников. А те тоже жёсткие и отчаянные парни. Ваши же мальчики совсем другие, а поэтому данный эксперимент вряд ли может иметь отношение к реальной жизни».

Однако ход эксперимента показал, что полицейские ошибались. Унижения арестованных начались практически сразу же, так как охранники очень быстро вжились в роль. Повели они себя жёстко, опасаясь, что заключённые не будут их слушаться. Ответная реакция была агрессивная, и к началу второго дня охранники взяли одеяла с кроватей самых непокорных арестантов и усыпали их колючками. Пришлось заключённым вытаскивать колючки, чтобы лечь спать.

Охранник издевается над заключённым

Чтобы ещё больше укрепить свой авторитет, охрана начала стравливать арестантов друг с другом. Для этого были выбраны «хорошие» и «плохие» тюремные камеры. Попавших в разряд «плохих» заставили чистить унитазы без вспомогательных средств, то есть голыми руками. Затем заставили отжиматься от пола, а перед сном забрали матрасы, и арестанты вынуждены были спать на бетонных плитах.

По прошествии 36 часов один из заключённых под №8612 начал кричать, ругаться, впадать в ярость. Вначале Зимбардо решил, что он симулирует, но затем пришёл к выводу, что человек действительно страдает, и беднягу освободили. Однако это никак не повлияло на поведение самих охранников. Их издевательства над арестованными изо дня в день становились всё более изощрёнными.

Заключённые начали быстро деградировать, а у охранников в полной мере проявились садистские наклонности. Треть охранников показала наибольшую жесткость. Но интересно то, что и сам руководитель эксперимента, профессор Зимбардо вжился в роль управляющего тюрьмы и перестал обращать внимание на страдания арестованных. Аналогичные чувства испытала и целая команда психологов-наблюдателей. Видеокамеры работали круглосуточно, и ни одно садистское действие охранников не оставалось незамеченным. Но психологи полностью сжились с атмосферой садизма и унижений и перестали видеть в этом что-то необычное.

На 4-й день у арестантов появились мысли о побеге. Поэтому профессор обратился в местную полицию с просьбой перевести заключённых в один из свободных корпусов настоящей тюрьмы. Но, к счастью, полицейские не разрешили этого сделать. Отказ вызвал чувство раздражения у профессора, то есть он уже сам вёл себя как настоящий садист, которого лишили удовольствия издеваться над другими.

Один из заключённых объявил голодовку, протестуя против жестокого обращения охранников. Его посадили на 3 часа в железный шкаф, заменявший карцер. При этом заставили держать в руке сосиску, которую тот отказывался есть. Другим арестантам предложили сделать выбор: или они отказываются от одеял, и тогда голодающего тут же выпускают, или держат в одиночке всю ночь, а они спять под одеялами. Заключённые предпочли спокойный сон под одеялами.

Заключённый лежит в камере

По прошествии всего лишь 5 дней атмосфера в импровизированной тюрьме стала невыносимой. Но главный экспериментатор и его коллеги и не думали прекращать Стэнфордский эксперимент. Страдания заключённых никого не трогали и даже вызывали нездоровый интерес. Конец всему этому положила аспирантка Стэнфордского университета Кристина Маслак. Она к тому же была невестой профессора Зимбардо.

Женщина пришла в подвал университета, чтобы побеседовать с заключёнными и охранниками. Её повергло в ужас то, что она там увидела. Кристина тут же потребовала прекращение издевательств над людьми. В результате этого эксперимент был прекращён на 6-й день, вместо того, чтобы продолжаться 14 дней. Интересно то, что только Маслак осознала весь ужас ситуации. Остальные 50 наблюдателей ничего плохого в эксперименте не увидели.

Охранники испытали сильное разочарование, когда узнали, что всё закончилось. Что касалось заключённых, то они тоже вжились в роль и их беспокоило только одно: заплатят ли им деньги за проведённые в тюрьме дни.

Выводы

Стэнфордский эксперимент породил много споров. Охранники и заключённые адаптировались к своим ролям гораздо лучше, чем от них ожидали. Треть охранников выявила в полной мере свои садистские наклонности. Все заключённые были эмоционально травмированы, а пятеро из них были удалены из эксперимента на ранней стадии. Сам профессор Зимбардо тоже стал частью эксперимента и уже не мог прекратить его по собственной воле, пока не вмешалась Маслак.

Профессор пытался продемонстрировать покорность людей и их восприимчивость к идеологии, которую поддерживают общество и государство. Эксперимент проводился как иллюстрация к теории когнитивного диссонанса, который подразумевает столкновение в сознании человека верований, идей, эмоциональных реакций. Однако многие критики заявили, что эксперимент не удался, а попытки профессора подвести под него научную базу назвали субъективными и анекдотическими.

Иными словами, уважаемый профессор никому ничего не доказал, а выделенные деньги потратил впустую. Единственное, Стэнфордский эксперимент лишний раз подтвердил, что в каждом человеке может сидеть монстр. Никто не знает, на что он способен в экстремальной ситуации. Оскотиниться и проявить звериную сущность способен любой. Всё зависит от конкретных обстоятельств.

Профессор Филипп Зимбардо и актёр Билли Крудап, исполнивший роль профессора в фильме «Стэнфордский тюремный эксперимент» (2015)

Доказательством тому служат и поведение охранников, и заключённых, и самого уважаемого профессора, и наблюдателей. Каждый из этих людей показал себя далеко не с лучшей стороны. Были растоптаны честь, достоинство, уважение к ближнему, а на поверхность всплыли самые негативные черты характеров. И это всего лишь за 6 дней, в течение которых длился эксперимент. Добропорядочные люди деградировали стремительно, что не делает чести всему человечеству, так как на месте испытуемых мог оказаться любой другой.

Необычный эксперимент вдохновил многих творческих людей. В 1999 году увидела свет повесть «Чёрный ящик», написанная Марио Джордано. На её основе в 2001 году был снят немецкий фильм «Эксперимент». В 2010 году вышел американский ремейк данного фильма с аналогичным названием. В 2015 году в ограниченном прокате появился американский фильм «Стэнфордский тюремный эксперимент». Все они повествуют о неудачном исследовании Зимбардо и вызывают большой интерес у определённой категории людей.

Юрий Сыромятников