Главная            О проекте            Карта сайта            Обновления            Ссылки

Иллюзорные цели

В своё время Максим Горький написал, что человеку для жизни нужно очень мало: кусок хлеба, крышу над головой и женщину. Сверх этого человеку ничего не требуется. Столь интересный постулат писатель озвучивал и в «Моих университетах», и в «Стороже». И это действительно кажется правильным. Ведь если вы в день имеет 3 котлеты, из которых съедаете только 2, а одну отдаёте птичкам, то зачем вам 48 котлет? Их просто некуда девать.

Если у вас есть уютный дом на 3 или 4 комнаты, то зачем нужны хоромы на 50 комнат для одного человека? Ну пусть будет несколько залов, кабинетов, но зачем такое количество? Однако подобные дома строят и даже с большим количеством комнат.

Люди и их мечты

Если вы обладаете достаточной суммой денег, чтобы удовлетворить все свои потребности: прокормить жену, детей, себя, устроить застолье в праздник, съездить отдохнуть к морю во время отпуска, то зачем нужны огромные вклады в банках? Что они дают? Абсолютно ничего. Но это если рассуждать логически и рационально. Однако большая часть людей ставит перед собой не реальные, а иллюзорные цели. Они могут быть в большей или меньшей степени идеальными, но при этом остаются иллюзорными.

В XVIII веке жил французский материалист барон Гольбах. Он утверждал, что все люди стремятся только к личной выгоде. Они могут рисковать жизнью, но только ради денег или других материальных благ. Следует заметить, что Гольбаха считают представителем вульгарного материализма, не имеющего ничего общего с материализмом Маркса и Энгельса.

Роскошный дворец

Но ни один материалист не может объяснить, почему в обществе преобладают иллюзорные цели. Почему человек не может довольствоваться малым, необходимым. Почему вместо 5 костюмов он имеет 200 костюмов, почему вместо одних часов он имеет 20, почему вместо небольшого аккуратного уютного дома он строит себе дворец. И эти «почему» можно продолжать до бесконечности.

Может ответы есть в истории человеческого общества? Вот, к примеру, жил такой известный человек как Александр Македонский. Он был царём Македонии, имел свой дворец, коня имел Буцефала, двух собак – Геро и Алло. Собаки эти ходили вместе с хозяином на медведя и побеждали огромного и свирепого хищника.

Небольшой дом

Развлечений у царя было больше, чем достаточно. При дворе жили и македонянки, и гречанки, и ливийки. Для интеллектуальных бесед был один из самых известных мировых философов – Аристотель. И, казалось бы, живи, наслаждайся окружающей действительностью, довольствуйся тем, что есть. Тем более что жизненных удовольствий у македонского царя имелось очень много.

Так нет же. Александром овладели иллюзорные цели. Он захотел стать повелителем мира. Вначале он завоевал Грецию, потом Персию, затем двинулся в Среднюю Азию, а под конец в Индию. Но самое интересное заключалось в том, что ни македоняне, ни греки не горели желанием идти в далёкие земли. Но пошли, так как деваться было некуда. Царь приказал, а всех непокорных и несогласных убивали.

Так после захвата Фив там перебили всех мужчин. Женщин и детей продали в рабство. Сам город разрушили до основания, оставили лишь дом поэта Пиндара. Ну это понятно, ведь Александр был человеком интеллигентным, культурным, а поэтому дом оставили как памятник. А вот всё остальное сравняли с землёй. Отсюда ясно, почему все боялись македонского царя и выполняли его приказы беспрекословно.

Поход на Восток оказался чрезвычайно трудным. Долгие 10 лет македонская армия терпела страшные лишения, действовала на грани человеческих возможностей. Кульминацией в этой беспрецедентной военной компании стал поход в Индию. Брамины объявили священную войну, в джунглях забили барабаны, а воины Александра так устали, что отказались дальше воевать. Пришлось возвращаться назад, неся огромные потери.

А теперь давайте зададимся вопросом: зачем Александр Македонский всё это устроил? Историки древности писали, что он устроил военный поход, чтобы прославиться самому и прославить свой народ. Он хотел, чтобы о нём веками говорили потомки. Ну что же, этой цели Александр достиг. Его слава затмила славу всех других выдающихся личностей человеческой цивилизации.

Но что такое слава? Ни съесть, ни выпить, ни поцеловать. Так зачем она нужна? Но ради этой иллюзии Александр умер в 33 года и оставил обречённое на гибель потомство. И детей, и жён великого завоевателя убили его же полководцы-диадохи. Великая империя распалась на несколько царств, в которых стали править диадохи.

Что же касается греческих и македонских солдат, то вернувшись на родину, они бездарно растратили награбленное золото. Потратили его на выпивку, на женщин, на забавы. С таким же успехом они могли и не гробить 10 лет жизни на бесконечные войны в далёких землях.

И какой напрашивается вывод? Александр поставил перед собой иллюзорные цели. Все его невероятные старания конечно изменили политическую карту мира. Но если бы она осталась прежней, то проигравших вообще бы не было. Но может это был какой-то сумасшедший царь, использовавший своё привилегированное положение во вред другим?

Правитель далёкой древности

Хорошо, давайте рассмотрим другую историческую личность. Пусть это будет Луций Корнелий Сулла. Он жил в Риме в I веке до н. э. Надо сказать, что неплохо жил. Любил шумные компании, гладиаторские бои, сожительствовал с богатой вдовствующей матроной. Всё у этого человека было хорошо. Даже с любовницей ему повезло, так как после своей смерти она оставила Сулле все деньги. Но этот человек был одержим иллюзорными целями.

Особенно ему не давала покоя слава трибуна Гая Мария. Тот был хорошим военачальником, имел обширные связи в Риме. Совершил много успешных военных походов. И Суллу заело – почему Марий, а не я. Напросился он к Марию в армию, когда тот воевал в Африке, и проявил себя с самой лучшей стороны. Однако все лавры достались Марию, так как командующим был он.

Но Сулла не успокоился. Он разбил восставшие племена галлов и тевтонов, а затем решил выступить против понтийского царя Митридата. Но римский сенат поставил главнокомандующим другого человека. Суллу это возмутило, и он подговорил римские легионы идти на Рим. Солдаты ворвались в город, а Сулла зашёл в сенат и потребовал, чтобы его отправили на войну с Митридатом.

Перепуганные сенаторы согласились, и Луций Корнелий возглавил армию и победил Митридата. Он разрушил Коринф, захватил Афины и уничтожил массу культурных ценностей. А Марий тем временем совершил в Риме переворот, захватил власть и стал истреблять людей, преданных Сулле. Последний, победив Митридата, вернулся в Рим, сломил сопротивление Мария и стал бессрочным диктатором.

Он пробыл им всего лишь несколько лет, уничтожил массу людей, а потом добровольно сложил с себя обязанности правителя Рима и стал жить в своём доме без охраны. Вскоре он умер своей смертью, но опять же возникает вопрос: зачем Сулле всё это было надо? Всему виной иллюзорные цели. Именно они заставили Луция Корнелия стремиться к славе, богатству, известности. И хотя он в определённой степени был богат и известен, но ему хотелось большего.

Однако в истории попадались и другие личности. Они так влюблялись в свои иллюзорные цели, что жертвовали ради них своими жизнями. Здесь можно назвать Жанну д’Арк. Девушкой она была очень впечатлительной и патриотичной. Она поставила перед собой цель спасти Францию, и спасла её. Но, превратив дофина Карла в законного короля, попросила, чтобы её отпустили. Жанна не стремилась занять какое-то место при дворе. Однако девушку не отпустили, и её дальнейшая судьба сложилась печально.

Изображение Ньютона

А вот, к примеру, Ньютон тоже был одержим иллюзорными целями. Он потратил свою жизнь на 2 радикальные проблемы: создание механики и толкование Апокалипсиса. Только они его и интересовали. Жену он не завёл, богатства не накопил, жил дома с экономкой и работал. И когда его сделали пэром, то он стал добросовестно ходить в парламент. Просиживал все заседания, но за всё время сказала только 3 слова: «Закройте окно, дует».

Этот человек не стремился сталь лидером, но вместе с тем активно спорил и доказывал свою правоту. Его целью была жажда знаний. Скупой рыцарь собирал золото, а Ньютон собирал знания. Оба они были алчными, но не тщеславными.

И в то же время можно найти сколько угодно безумно тщеславных актёров, поэтов, писателей. Здесь можно в пример привести Ивана Сергеевича Тургенева. Вначале он писал небольшие жеманные рассказы, и они пользовались успехом у публики. Но затем люди увлеклись общественными темами, и Тургенев почувствовал, что интерес к нему слабеет.

Тогда он решил овладеть умами молодёжи и выдал на-гора «Рудина», «Накануне», «Отцы и дети». Романы получились слабыми. Но это вовсе не значит, что Тургенев не обладал писательским талантом. Просто в угоду новым веяниям он начал писать то, к чему у него не лежала душа. А виной всему стало непомерное тщеславие писателя.

Он пытался добиться успеха у молодёжи, которая была в то время законодателем вкусов и мод. Но кончилось всё для Тургенева печально. После Пушкинского юбилея в 1880 году лавры кумира достались Фёдору Михайловичу Достоевскому. Именно его молодёжь признала законодателем и мод, и вкусов.

Книги Тургенева

А что же Иван Сергеевич Тургенев? В своём письме к В. Н. Боткину он жаловался на катастрофическое невезение. Денег нет, Полина Виардо ему изменяет, публика не понимает и не принимает. И он собирается бросить всё и уехать в имение, чтобы навсегда оставить мечту о счастье. А счастье в понимании писателя – это лёгкое расположение духа, порождённое успешным течением дел. Типичная психология тщеславного человека. Ему надо, чтобы его постоянно хвалили.

Из всех приведённых примеров видно, что иллюзорные цели доминируют в человеческом обществе. Именно они толкают людей на разные поступки. Но все эти поступки служат не реальным целям, а иллюзии. Человека охватывает страсть, которая иногда бывает сильнее инстинкта самосохранения.

И под действием этой страсти он может такое наворотить, что потомкам потом придётся десятилетиями, а то и столетиями всё это расхлёбывать. Увы, так уж устроен наш мир, которым правят вожделение, честолюбие, тщеславие, гордыня, алчность, ревность и другие неприглядные страсти.

Юрий Сыромятников