Главная            О проекте            Карта сайта            Обновления            Ссылки

Психоаналитический метод Фрейда

Зигмунд Фрейд был тем человеком, который первым попытался выявить причинно-следственные проявления психозов и неврозов. А стимулом для создания психологической концепции послужило гипнотическое лечение истерических неврозов. Но для выявления глубинных психических нарушений гипноз не подходил. Поэтому впоследствии он был заменён на игру в ассоциации с пациентами. Так зародился психоаналитический метод Фрейда.

Учёный полагал, что невротический больной страдает от воспоминаний. В неврозе прошлое обладает гораздо большей силой, чем настоящее. Отсюда появляются навязчивые, травмирующие психику сны, переживания, фобии. Анализ сновидений привёл к выводу, что сознательное и бессознательное постоянно находятся в конфликте. Но мозг больного приходит к компромиссу путём вытеснения антисоциальных влечений наяву и их удовлетворению в процессе сна. В то время, когда сознание спит, бессознательное находится в состоянии активности.

Поднимается завеса над мозгом

Сновидения – это вход в бессознательное. Он является границей между нормой и патологией. Что же касается навязчивых снов, то они представляют собой невротическое состояние и выполняют защитные функции. Более поздние исследования Фрейда показали, что сюжеты фантазий и свободных ассоциаций во многом схожи со сценариями произведений древнего эпоса. Это послужило началом развитию учения, которое известно как теория психосексуального развития индивидуума.

Данная теория гласит, что при рождении человек сразу же наделяется сексуальными инстинктами. Они развиваются совместно с ростом и развитием человеческого тела. При этом имеют несколько фаз. Вначале оральную, затем анальную, после неё фаллическую, а последней стадией является генитальная фаза. Именно она и является истинной сексуальностью.

Если индивидуум по каким-то причинам задерживается на той или иной стадии, то результатом становится формирование невротических заболеваний. Данная теория была изложена Фрейдом в работе под названием «Очерки по психологии сексуальности».

Спорным в данном труде является то, что в психике человека всегда господствует иррациональное начало. А вот собственное Я никогда не является самостоятельным, так как на него постоянно воздействуют другие внутренние структуры. Отсюда учёный делает вывод, что в психике человека идёт непрекращающееся противоборство сознательного и бессознательного. А победителями в этой борьбе становятся бессознательные сексуальные влечения.

Однако существует контролирующий элемент, так называемое Сверх-Я. Оно олицетворяет собой нормы поведения, общественные правила, авторитет родителей и вытесняет низшие инстинкты из сознания в бессознательную область. Такое вытеснение идёт постоянно, и низшие инстинкты накапливаются в этой области. Но всё накопленное нужно удерживать, чтобы оно не вырвалось наружу. Удерживаются низшие инстинкты с помощью психической энергии. В результате этого психика истощается и развиваются неврозы.

Вот на основе этого и получил жизнь психоаналитический метод Фрейда. Больной неврозом человек проходит через целую череду терапевтических сессий. Во время них он рассказывает о своих сновидениях, фантазиях, желаниях, переживаниях. После таких рассказов к пациенту приходит осознание вытесняемых влечений. Как результат, высвобождается энергия, сдерживающая низшие инстинкты, а человек начинает чувствовать облегчение.

Сеанс у психотерапевта

Нужно отметить, что школа Фрейда потерпела раскол. А камнем преткновения, ставшим причиной расхождения во мнениях, явилось учение о либидо. Это сексуальная психическая энергия, провоцирующая индивидуума на агрессивные влечения. Именно они, по мнению учёного, представляли собой средоточие человеческой жизни.

В наше время уже можно в полной мере судить о продуктивности психоаналитического метода Фрейда. Его результативность не стремится к нулю, но в то же время не очень высока. Если внимательно разобраться в этом методе, то он является ничем иным как продолжением церковной практики под названием исповедь.

Терминология научная, медицинская, но суть одна и та же. Человек идёт к священнику, рассказывает слуге божьему о греха своих, о мыслях грешных и тем самым облегчает душу. То же самое происходит и в кабинете психотерапевта. Пациент излагает свои мечты, фантазии, желания в спокойной расслабляющий атмосфере. Таким способом он облегчает свою психику. То есть к человеку приходит осознание вытесняемых влечений.

Так в чём разница между исповедью и сеансом у психотерапевта? По большому счёту, ни в чём. Тут невольно вспомнишь слова царя Соломона: «Что было, то и будет, что делалось, то и будет делаться, и нет ничего нового под Солнцем».

Юрий Сыромятников