Главная            О проекте            Карта сайта            Обновления            Ссылки

Как учить иностранные языки?

Прежде чем рассматривать вопрос: как учить иностранные языки, необходимо определиться, за какие языки необходимо браться. В мире существуют 6 основных языков, которые в первую очередь заслуживают внимание. На первом месте стоит английский. На нём разговаривают 700 млн. человек. Второе место занимает испанский. Им владеет 300 млн. На русском говорят около 250 млн. жителей планеты. Точно такое же количество людей говорит на французском. Арабский является средством общения у 300 млн. А последнее место занимает немецкий язык. Им в совершенстве владеют 200 млн. человек.

Девушка у доски

Хинди и урду являются языками межнационального общения. Их используют 500 млн. человек в Пакистане, Индии и других странах Средней Азии. Однако на международной арене данные средства общения не пользуются популярностью.

В список важнейших языков также входит китайский. На нём говорит 1 млрд. 200 млн. человек. На северном китайском диалекте (путунхуа) говорят 800 млн. человек. Португальский является родным для 170 млн., а итальянский для 70 млн.

Доминирующее положение в мире занимает английский язык. Помимо англоязычных стран он повсеместно используется и в других странах мира. То есть, зная его, можно смело ехать почти в любую страну.

В Европе вторым по значимости является немецкий язык. Он прост в изучении, так как относится к германской группе языков, как и английский. А вот французский довольно сложен на первоначальном этапе обучения.

В целом надо заметить, что легче всего осваивается разговорная речь того языка, который близок к родному или прост для первоначального обучения. А сравнительно простыми можно назвать испанский и итальянский.

Сколько нужно времени, чтобы выучить
иностранный язык?

Реалистичные сроки даются для тех людей, которые начинают изучение иностранного языка с «нуля» и хотят достигнуть минимального владения разговорной речью.

Итак, затрачивая 120 часов в месяц на изучение языка, немецкий можно освоить за 2-3 месяца, английский за 3-4 месяца, французский за 5-6 месяцев. Если же заниматься менее чем 120 часов в месяц, то приведённые выше цифры следует умножить на 3.

Сколько иностранных слов можно освоить за неделю?

Тут сразу нужно заметить, что между словами существует большая разница. Одни заучиваются легко, а другие трудно. Слова подразделяются на «прозрачные» и «непрозрачные».

«Прозрачные» – это те, которые схожи со словами родного языка. К примеру, слово «страница» в немецком языке произносится как seite, а в шведском как sida. Поэтому если вы изучите испанский язык, то для вас не будет труда изучить и португальский. А зная немецкий, можно легко освоить английский, так как половина их словарного запаса схожа.

Опыт показывает, что реалистично учить в неделю 50 «прозрачных» слов и 50 «непрозрачных», то есть тех, которые кардинально отличаются от слов родного языка. Итого получается 100 слов в неделю или 14-15 слов в день. При этом одна половина из них лёгкая, а другая трудная. Это вполне по силам любому человеку, если, конечно, он хочет выучить иностранный язык.

Сколько иностранных слов нужно знать?

Отвечая на вопрос, как учить иностранные языки, нужно иметь представление о том, сколько слов необходимо знать. Здесь нужно понимать, что в каждом языке содержится примерно 300 тыс. слов. Освоить такое количество не по силам никому. Поэтому не нужно гнаться за многим. Лучше меньше, но зато качественно.

Для повседневного общения необходимо 400 правильно выбранных слов. Они покроют 90% словарного запаса. А чтобы понимать тексты, надо знать 1500 слов. Поэтому лучше в совершенстве освоить нужные и важные слова, чем постоянно учить новые. Такой словарный запас называется высокочастотным.

В устной речи 200 слов покрывают 80% словоупотреблений. 300 слов покрывают 85%, а 400 покрывают 90%. Ну а 1000 слов покроют 95% всего того, что нужно сказать или услышать в обычной жизненной ситуации. Если в повседневном разговоре будут произнесены 1000 слов, то 500 из них покрываются 40 самыми обычными высокочастотными словами. Если правильно подобрать от 400 до 800 слов и выучить их досконально, то можно легко вступать в диалоги с носителями языка.

При чтении словарный запас несколько иной. Если знать всего 80 самых частотных слов, то можно понимать 50% текста. Зная 200 слов, можно понимать 60% текста. 800 слов дают 80%, а 2000 слов около 90%. Чтобы понимать текст на 95%, необходимо знать 4000, а 8000 слов дают понимание 99% любого текста.

Итак, подведём итоги:

400-500 слов – активный словарный запас для владения языком на базовом уровне.

800-1000 слов – активный словарный запас, чтобы общаться или читать на базовом уровне.

2000 слов – активный словарный запас для повседневного общения и уверенного чтения.

4000 слов – дают свободное чтение газет и литературы по специальности.

8000 слов – полноценные общение и чтение: такое знание является максимальным, то есть нет надобности знать больше.

20000 слов – активный словарный запас носителя языка.

10000 слов – пассивный словарный запас носителя языка.

Нужно ли учить синонимы?

Лучше выучить одно слово хорошо, чем несколько слов знать плохо. Особенно это касается близких по значению слов, одни из которых употребляются реже, а другие чаще. Поэтому на начальном этапе нет смысла учить синонимы. Они станут необходимыми на уровне свободного владения письменной речью. Но на начальном уровне это не актуально, так как должен соблюдаться принцип экономии слов.

Как правильно выбрать словарь?

Все словари можно разделить на 3 группы. Это словарный запас 8000 слов, 30000 слов и 70000 слов и более. Лучше всего начинать со словаря 8-10 тыс. слов. Такой словарь умещается в кармане и в чужой стране поможет справиться с любой проблемой.

Со временем можно завести более объёмный словарь на 30 или 50 тыс. слов. Но при чтении иностранной литературы начнутся проблемы со словами. Тогда придётся переходить к более объёмному словарю. Во всех остальных случаях без большого словаря можно обходиться достаточно долго.

Изучение грамматики

Грамматика – это всё то, что можно обобщить и подвести под какое-то единое правило. Если же исходить из практических соображений, то изучение грамматики можно разделить на 4 уровня:

Базовый уровень. Это тот уровень, который должен моментально всплывать в голове, если нужно что-то сказать.

Мини-уровень. Более расширенный уровень базовых знаний, охватывающий все нюансы разговорной речи.

Меди-уровень. Данный уровень необходим для грамотного правописания на иностранном языке.

Макси-уровень. Это весь массив знаний, необходимый для профессионала-языковеда.

Для хорошего освоения первых 2-х уровней необходимо живое общение. Особенно это касается языков с богатым словоизменением. К ним относятся немецкий, финский, исландский, русский.

Трудным является спряжение глаголов и употребление правильных временных форм. Грамматические формы при этом хорошо усваиваются в контексте.

Трудная и лёгкая грамматика

Разбирая тему, как учить иностранные языки, необходимо отметить, что грамматика бывает относительно лёгкой и относительно трудной. Под этим подразумевается количество грамматических форм и исключений из правил. К примеру, английская грамматика вроде лёгкая, но при письменной речи возникает много сложностей с правильным употреблением английских наречий.

Что же касается языков с многообразными формами словоизменений, то их очень много. В Европе – это исландский, греческий, немецкий и большая часть славянских языков. К ним можно добавить языки финно-угорской семьи – финский, эстонский, венгерский, саамский и др. К примеру, в финском языке 16 падежей. Усвоение склонений существительных может доставить определённые трудности. Но в сущности тратится не больше сил, чем при изучении предлогов английского или немецкого языков.

И всё же, самым главным является словарный запас. Только обладая им, можно говорить об изучении иностранных языков. Без знания слов невозможно знать язык. Поэтому упор нужно всегда делать именно на заучивание слов и на их правильное произношение. Это как раз и является основным ответом на вопрос: как учить иностранные языки.

Юрий Сыромятников

Источник: Эрик В. Гуннемарк "Искусство изучать языки"