Главная            О проекте            Карта сайта            Обновления            Ссылки

Карл Вильгельм Беккер – фальсификатор монет

В первой четверти XIX века на рынке древних монет появились очень качественные подделки, которые невозможно было отличить от настоящих изделий древности. Мастером, изготовившим эти монеты, был Карл Вильгельм Беккер (1772-1830). Надо сказать, что «Беккер» на немецком означает «пекарь», вот поэтому данного господина впоследствии многие начали величать Пекарем Античности.

Родилась эта примечательная личность в немецком городе Шпайере, стоящем на Рейне, в семье винного торговца. Вполне понятно, что отец видел в сыне достойного продолжателя своего дела, поэтому отправил его учиться в Бордо серьёзным наукам. Почему именно в Бордо? А потому что там жил хороший знакомый отца. И уж так получилось, что этот человек был страстным нумизматом.

Изображение Карла Вильгельма Беккера

Именно он и привил Карлу любовь к древним монетам. Мальчик начал изучать их, зарисовывать и много читать о нумизматике. Он познакомился с мастером, который чеканил и гравировал монеты. Сам приобрёл соответствующие навыки; и они очень пригодились в будущем.

После учёбы Беккер вернулся в Германию и сделал много важных дел. Он женился в 1795 году на Марии Катерине Тремелиус (1778-1828), открыл собственный винный магазин во Франкфурте-на-Майне, начал пробовать торговать сукном. Однако следует заметить, что брак впоследствии оказался неудачным. С 1818 года супруги стали жить раздельно, а в 1822 году официально развелись. Что же касается коммерции, то она казалась Карлу довольно скучным занятием.

Зато его тянуло к монетам и к работе по металлу. Молодой человек, просто чтобы удовлетворить своё хобби, стал чеканить монеты в 1796 году. В это же время начал активно заниматься торговлей тканью в Мангейме, но в 1803 году обанкротился. После этого один, без жены, уехал путешествовать по Швейцарии, Италии, и там много раз встречался с известными нумизматами.

После поездок осел в Мюнхене. В этом городе он попробовал себя в качествах антикварного дилера и ювелира. Однажды один местный богатый коллекционер продал Карлу древнюю римскую монету. Буквально через несколько часов мужчина понял, что ему подсунули подделку. Он отправился к коллекционеру в довольно агрессивном состоянии.

Тот выслушал Беккера и не стал спорить. Сказал, что да, действительно, он хотел сбыть подделку. А затем с улыбкой заметил: «Мой дорогой друг, если вы плохо разбираетесь в древних монетах, то и не лезьте в это дело». Эта фраза больно ударила по самолюбию Карла. Он пошёл в свою мастерскую и отчеканил римский динарий. Потом через посредника сбыл его пройдохе-коллекционеру как настоящий. А тот ничего не заметил и приобщил подделку к своей коллекции. Беккеру это был бальзам на душу. Именно после этого случая он и начал подумывать о подделке древних монет.

С 1806 года Карл Вильгельм Беккер стал работать в Мангейме в качестве ювелира. И именно в это время зарекомендовал себя как фальсификатор монет. Вначале он взялся подделывать золотые монеты, так как у него были хорошие навыки по работе с золотом. Но со временем освоил и серебро.

Подделки Беккера: слева динарий из Помпеев, а справа декадрахма с Сицилии

Где фальсификатор брал металл? В то время в обороте били и золотые, и серебряные монеты. Карл их переплавлял, а из заготовок делал древние римские ауреи. При этом в процессе изготовления он не прибегал к прессам, а чеканил вручную, как это делали мастера Античного мира. То есть технология изготовления древних денег соблюдалась полностью.

Так, к примеру, древний мастер всегда бил молотком по штампу два раза, так как после одного удара контур изображения чётко не прорисовывался. Отсюда на античных монетах наблюдался едва заметный двойной контур. Если такого контура не было, то можно было смело говорить, что это подделка.

Поэтому Карлу всегда приходилось воспроизводить этот тонкий нюанс. Но двойной контур – это одно, а вот естественное старение – это уже совсем другое. Но фальсификатор и здесь достиг совершенного мастерства. Он устроил в рессорах своей кареты небольшие ёмкости. Туда он засыпал землю, песок, добавлял экскременты животных и клал свои подделки. После этого карета ездила пару недель, а монеты болтались в этой смеси, забивались грязью и приобретали потёртый старый вид.

Но зачем Карлу Вильгельму всё это было надо? А затем, что он продавал свои поделки как древние монеты, и коллекционеры платили хорошие деньги за римские, древнегреческие, вестготские, каролингские, изенбургские денежные единицы. Самого же Беккера стали считать человеком, который может раздобыть любую ценную монету далёкой эпохи. Примечательно то, что никого не настораживал тот факт, что у скромного немца полно редчайшего коллекционного товара.

Правда, нашёлся один дотошный исследователь по имени Фридрих Крюцер. Он заявил, что Беккер очень искусно копирует золотые древнегреческие монеты, и даже опубликовал по этому поводу две большие статьи в местных газетах. Но данное заявление не произвело на людей никакого впечатления. Монеты выглядели старыми, с правильной чеканкой, а поэтому все посчитали, что Крюцер по каким-то личным мотивам пытается оболгать честного и порядочного человека.

Постепенно Карл Вильгельм Беккер оброс связями и открыл в Мангейме престижный антикварный магазин. Там он выставил на продажу картины, скульптуры, мебель, фарфор и не забыл про сделанные собственными руками монеты. Через магазин их было очень легко сбывать, а также нарабатывать постоянных денежных клиентов. Одним из них стал князь Карл фон Изенбург. В 1814 году он пригласил фальсификатора к себе в Оффенбах и поставил его заведовать большой библиотекой в здании суда. После этого патрон добился, чтобы Карлу дали чин надворного советника.

Авторитет Беккера так возрос, что к нему напрямую стали обращаться известные люди. В 1815 году у фальсификатора побывал Иоганн Вольфганг фон Гёте. Он хорошо разбирался в нумизматике, увлекался ею, и купил несколько древних бронзовых монет. Но большая часть подделок ушла к перекупщикам.

Несколько лет всё шло успешно, и фальсификатор монет процветал. Но со временем у него начало портиться зрение из-за напряжённой работы. К тому же и руки потеряли былую твёрдость, и обязательный двойной контур нарушился. В результате этого качество монет упало, а специалисты начали обнаруживать подделки среди тех монет, которые сбывал фальсификатор.

В 1822 году грянул скандал после заявления директора Императорского кабинета античности и нумизматики в Вене. Тот объявил, что все древние монеты, которые приобретаются у Беккера, являются поддельными. Это попахивало судом, и чтобы спасти себя и оградить от судебного преследования, Карл Вильгельм Беккер во всеуслышание заявил, что он в совершенстве овладел процессом изготовления древних монет и чеканит их в своей собственной мастерской.

Старые монеты

После этого серьёзные коллекционеры отвернулись от фальсификатора. Но нашлись люди, объявившие Карла величайшим знатоком нумизматики. В 1826 году итальянский нумизмат и археолог Доменико Сестини написал книгу о фальшивомонетчиках. В ней он охарактеризовал Беккера как чрезвычайно одарённого умелого и талантливого гравёра.

После этого Карл Вильгельм опубликовал каталог своих фальсификаций. В него вошло 296 поддельных монет. В том же году Беккер переехал в Бад-Хомбург, где начал вести тихую жизнь примерного буржуа. Умер он в 1830 году от кровоизлияния в мозг. Оставил после себя 332 штампа, пригодных для изготовления поддельных старинных монет Древнего Рима, Древней Греции и Раннего Средневековья.

Смерть не стала причиной забвения. Талантливый фальсификатор монет остался в памяти людей. В 1836 году был опубликован первый каталог его подделок. В 1843 году вышел второй каталог, состоящий из 72 страниц. Впоследствии было написано немало хвалебных статей о Карле Вильгельме.

Но настоящие слава и признание пришли во второй половине XX века. В это время в США и Европе возникла мода на фальшивые древние вещи, монеты и произведения искусства. Вполне естественно, что поделки Беккера стали пользоваться популярностью. Одни из них оказались в музеях, а другие начали продавать на аукционах, причём за большие деньги.

В наши дни рынок наводнили сотни беккеровских подделок. Каждая из них стоит в пределах 40 тыс. евро. Однако только в Доме истории города Оффенбаха содержится коллекция, насчитывающая 550 беккеровских монет. Отсюда можно сделать вывод, что в свободной продаже имеются не настоящие подделки немецкого мастерка, а уже их подделки, изготовленные современными мастерами. Одним словом, история повторяется, и в мире ничего не меняется.

Андрей Полищук