Главная            О проекте            Карта сайта            Обновления            Ссылки

Росомаха

Довольно интересным и колоритным персонажем в славянской мифологии являлась росомаха. Под данным образом славяне подразумевали демоническое существо или злой дух. Людям он являлся в виде женщины с плачущим на руках маленьким ребёнком. В таком виде шла эта сущность по ржаному полю и у не знающих крестьян не вызывала никого подозрения.

Росомаха в мифологии

Притомившись от ходьбы, садилась эта женщина в теньке на опушке леса или на бережку у реки, клала малыша на траву, доставала из складок одежды гребень и начинала им расчёсывать свои длинные густые волосы. Вот тут-то и можно было узнать потустороннюю сущность, так как гребень был не деревянный, а щучий.

Если любопытные приближались к сидящей, то та резко вскакивала, поворачивалась вокруг оси три раза и прыгала в воду или исчезала в лесной чаше. Ребёнок же пропадал с глаз, как будто его и не было. Тут всем сразу становилось ясно, что видели они не кого-нибудь, а самую настоящую росомаху. Некоторые славянские народности ассоциировали её с русалкой, но между этими мифологическими существами не было ничего общего.

Росомаха с ребёнком на руках

Русалка – это молодая девушка, покончившая с собой до замужества. Причиной такого печального конца обычно служила несчастная любовь. А росомаха – бестелесное существо без души и сердца. Она дух, воплощающий собою зло. Женский же образ принимала для того, чтобы ввести людей в заблуждение. От неё исходили реальная угроза для всего живого, а милосердие и сострадание были ей чужды.

Этот дух представлял собой серьёзную опасность для людей, а встречаться с ним один на один категорически не рекомендовалось. Скажем, идёт человек по лесной тропинке, ароматом деревьев дышит, песни птиц слушает, и вдруг появляется перед ним демоническое существо. Бросается оно на путника, валит с ног, впивается зубами в голову, прогрызает череп и начинает высасывать мозговое вещество.

Надо сказать, что злобный дух нападал только на молодых людей, стариков же и старух игнорировал. Если встречал он несколько человек, то атаке подвергался самый юный из них. Над этим несчастным совершалось злодейство, а остальные в ужасе убегали. Никто не пытался заступиться за человека, подвергнувшегося нападению, так как все понимали, что имеют дело с потусторонней силой. А ей не страшны ни вилы, ни топоры, ни дубины. Поэтому люди спасали свои жизни и благодарили бога за то, что их миновала жуткая участь.

Современная росомаха

Данный мифологический образ произвёл неизгладимое впечатление на писателя-этнографа Шпилевского Павла Михайловича (1823-1861). Вдохновлённый славянскими легендами, он придумал своё демоническое существо, ещё более жуткое, чем росомаха в мифологии. Писатель изобразил злого духа в виде ужасного чудища – получеловека-полузверя. Верхняя часть туловища у него была человеческая, а нижняя представляла собой тело огромной хищной кошки.

Ходил этот зверь вертикально и прятался в конопле. Охотился ночью, нападая на одиноких путников. Он, как и в легендах славян, разгрызал череп и высасывал мозг у своих жертв. Данный образ, созданный Шпилевским, пережил своего творца на много лет. Он по сей день популярен как у писателей, так и у кинорежиссёров. Его востребованность объясняется тягой людей ко всему страшному и потустороннему. Почему-то в наше время интерес вызывают именно такие типажи, воплощающие собой кровь и насилие.

Станислав Кузьмин