Главная            О проекте            Карта сайта            Обновления            Ссылки

Хан ван Меегерен – великий фальсификатор

Этот человек прожил поразительную жизнь. Даже добротно скроенные голливудские детективы не идут с ней ни в какое сравнение. Он достиг потрясающего успеха, но сам же и загнал себя в угол. Спасло его и сделало знаменитым искреннее признание. Если бы не оно, мы бы до сих пор ничего не знали о великом фальсификаторе XX века.

Портрет Хана ван Меегерена

Жизненный путь великого фальсификатора

Родился Хан ван Меегерен 10 октября 1889 года в городе Девентере (Нидерланды). Его отец работал школьным учителем и преподавал детям французский язык и историю. Мальчик был 3-м ребёнком в семьею и с раннего детства начал увлекаться живописью. Однако по настоянию отца он поступил в технический университет, где стал обучаться архитектуре.

Во время учёбы женился, а чтобы обеспечить семью, начал рисовать картины и продавать их ценителям искусства. Вскоре он приобрёл определённую известность и даже победил на конкурсе студентов-живописцев. Но собственные полотна раскупались плохо, и молодой человек решил реставрировать полотна мастеров XVII и XVIII веков.

Делал он это с любовью, так как относился к художникам-реалистам и терпеть не мог новых веяний в живописи, считая их абсолютно нежизнеспособными, искажающими подлинное искусство. Однажды он отреставрировал картину художника Ван Халса, но эксперты вдруг заявили, что это подделка. Разразился скандал, и пришлось возвращать деньги заказчику. Этот инцидент неприятно ударил по самолюбию Хан ван Меегерена. Он находился в расстроенных чувствах, и неожиданно ему пришла в голову простая, но гениальная мысль, впрочем, всё гениальное – просто.

Он подумал, что гораздо рациональнее не рисовать собственные картины, не реставрировать полотна известных художников, а создавать художественные шедевры под именем хорошо известных, старых мастеров. И вот тогда он начал изготавливать подделки.

Нашего героя привлекло творчество художника Яна Вермеера Дельтфского. Тот давно умер, так как жил в XVII веке. Его работы были мало известны искусствоведам. Единственное, его считали мастером жанрового портрета и бытовой живописи, а Хан ван Меегерен решил рисовать картины, посвящённые религиозным сюжетам, выдавая их за труды давно почившего мастера.

Но освоить чужую манеру – это одно, а вот сделать так, чтобы полотно ничем не отличалось от старинного – это совсем другое. Главная проблема заключалась в кракелюре. Это сетка мельчайших трещин на краске, которая появляется на картине по прошествию долгого времени. Суть же в том, что написанное маслом полотно сохнет медленно. Полностью оно теряет влагу через 50 лет. После полного высыхания начинает появляться кракелюр. В образовавшиеся трещинки проникает пыль, по которой можно определить: подлинная это картина или нет.

Наш герой потратил немало сил и времени, чтобы решить эту проблему. Он разработал специальную масляную краску, которая в течение 2-х часов затвердевала при высокой температуре, и создавалось впечатление, что она сохла 50 лет. А для вековой пыли, забивающую мелкие трещинки, он нашёл заменитель в виде китайской туши.

На изготовление первой подделки у Хана ван Меегерена ушло 7 месяцев. И в сентябре 1937 года на свет появилась картина под названием "Христос в Эммаусе". Осталось только придумать легенду, как столь ценная и никому неизвестная картина оказалась у него. Фальсификатор между делом поведал нужным людям, что абсолютно случайно обнаружил этот шедевр в Италии. В обход таможни и пограничной службы он вывез картину из фашистской страны.


Одна из подделок Хана ван Меегерена

Дальше всё пошло на автомате. Нужные люди передали эту историю другим нужным людям, а вскоре нашёлся и покупатель. Он заплатил за неизвестную работу Яна Вермеера Дельтфского 350 тыс. гульденов. Отсюда видно, что фальсификация художественных полотен является чрезвычайно выгодным делом и не идёт ни в какое сравнение с продажей собственных картин, тем более если художник малоизвестен и не пользуется популярностью.

Очень скоро Хан ван Меегерен приобрёл виллу в Ницце, где и поселился с семьёй. С 1939 по 1943 годы он изготовил 14 подделок. При этом 8 из них продал за 7 млн. гульденов. По нынешнему курсу это составляет 25 млн. долларов США. Часть картин была приобретена рейхсмаршалом Герингом, который щедро расплатился с великим фальсификатором.

Когда фашистский режим в Германии пал, наш герой оказался в чрезвычайно щепетильном положении. В конце мая 1945 года его арестовали, обвинив в сотрудничестве с нацистами и разграблении национального достояния страны. Великий фальсификатор оказался в затруднительном положении. Он мог признаться, что все проданные им картины были подделками, но тогда его могли привлечь за мошенничество. Если же не признаваться, то маячил серьёзный срок за пособничество врагу.

Наконец, он решился и признался, что все проданные нацистам картины были изготовлены им собственноручно, а вовсе не являлись шедеврами XVII века. После этого началась череда следственных экспериментов. Меегерену предложили создать подделку в присутствии экспертов. И тот написал свой последний шедевр под названием "Молодой Христос, проповедующий в храме".


Последняя картина великого фальсификатора

А тем временем о выдающемся фальсификаторе узнала пресса. О нём начали писать в газетах, а на суд съехались журналисты со всей Европы и из Америки. В ноябре 1947 года беспристрастная и объективная Фемида приговорила мошенника к 1-му году лишения свободы. Однако Хан ван Меегерен не дожил до своего освобождения. Он умер 30 декабря 1947 года от острой сердечной недостаточности в возрасте 58 лет. В историю он вошёл не как великий художник, а как великий фальсификатор.

Вадим Сухов