Главная            О проекте            Карта сайта            Обновления            Ссылки

Казнь мёртвых

Каждый согласится, что казнь мертвых является абсолютно бессмысленным занятием для тех, кого подвергают подобной экзекуции. Человек уже перешёл в разряд усопших, то есть оказался в загробном мире, а поэтому никак не может реагировать на то, что с ним делают живые люди. Однако ещё 200 лет назад на подобные вещи смотрели иначе. Процесс наказания злодея, успевшего вовремя покинуть подлунный мир, имел огромное нравственное и политическое значение для тех, кто продолжал жить на земле.

В процессе таких показательных казней граждане лишний раз убеждались, что никто не может избежать справедливого возмездия. Оно неотвратимо и одинаково распространяется как на живых, так и на мёртвых. Именно поэтому, казалось бы, абсолютно бессмысленные мероприятия практиковались, хотя и не часто, на территории Средневековой Европы. Людям они приносили моральное удовлетворение и непоколебимую веру в правосудие и торжество справедливости.

Казнь римского папы Формоза

Римский папа Формоз руководил католической церковью с 891 по 896 годы. После смерти папу обвинили в попытке раскола христианства и претензиях на светское господство. По инициативе следующего папы Стефана VI был организован Трупный синод, а в январе месяце 897 года тело усопшего предстало перед церковным трибуналом.

Его эксгумировали, одели в церковные одежды и доставили к месту суда в собор св. Иоанна Крестителя. Труп закрепили на скамье для подсудимых, а сзади спрятался служитель церкви. Члены церковного трибунала начали задавать вопросы обвиняемому, а спрятавшийся служитель церкви отвечал на них тихим замогильным голосом.


Суд над трупом римского папы Формоза
С картины художника Жан-Поль Лорана

Трибунал обвинил усопшего в грубейших религиозных нарушениях и в совершении дьявольских религиозных таинств. Были и другие суровые обвинения, повлекшие за собой жестокое наказание. С мёртвого тела сняли официальные церковные одежды и отрубили 3 пальца на правой руке. Затем труп привязали к хвосту лошади и, волоча по земле, доставили на городскую площадь, где собралась большая толпа народа. На глазах у всех присутствующих давно почившее тело изрубили на куски, которые затем бросили в воды Тибра на съедение рыбам.

Однако Стефан VI не приобрёл большой популярности в народе. В августе 897 года его арестовали, заключили в тюремный каземат и вскоре задушили.

Казнь Джона Уиклифа

Джон Уиклиф (1320-1384) был английским философом и богословом. Он создал своё религиозное учение виклифистов, противоречащее официальной церкви. По сути, Уиклиф стоял у истоков протестантизма, а его последователя Яна Гуса в 1415 году сожгли на костре. Однако истинным католикам этого показалось мало. В 1428 году останки английского богослова, которые пролежали в земле без малого 44 года, были выкопаны и сожжены на площади при массовом стечении народа.

Казнь Оливера Кромвеля

Своё продолжение казнь мёртвых нашла в XVII веке в Англии. Суровому наказанию было подвергнуто тело Оливера Кромвеля. Тот при жизни сосредоточил в своих руках огромную власть и стал диктатором. Умер в 1658 году и был торжественно похоронен в королевской усыпальнице, расположенной в Вестминстерском аббатстве.

После смерти диктатора в стране была восстановлена королевская и парламентская власть. В результате этого Кромвеля из национального героя превратили в государственного преступника. В конце января 1661 года тело изъяли из склепа и доставили в Лондон. На городской площади его вздёрнули на виселице при огромном стечении людей.

Но этим экзекуция не ограничилась. Труп вынули из петли, отчленили ему голову и водрузили на кол прямо возле королевского дворца. Затем тело изрубили на сотни мелких кусков и бросили их в городскую канализацию. Прошло 200 с небольшим лет и в начале XX столетия Оливеру Кромвелю поставили памятник из бронзы. В данной ситуации объяснение может быть только одно – у каждой исторической эпохи свои герои.

Казнь Жака Клемана

В 1589 году вся Франция содрогнулась от жесткого убийства короля Генриха III. Это жуткое и циничное злодейство совершил совсем молодой монах Жак Клеман. Он прибыл в королевскую резиденцию Сен Клу и попросил аудиенцию у монарха, ссылаясь на то, что имеет при себе очень важные государственные бумаги.

Монаха допустили к королю, и пока тот знакомился с бумагами, злоумышленник достал кинжал и вонзил его по самую рукоятку в живот его величества. На крик вбежала стража и заколола гнусного убийцу. Сам же король умер через несколько часов. Уходя из жизни, он простил Клемана за совершённое преступление. Однако французское правосудие посчитало, что милосердие в данной ситуации недопустимо.


Труп Жака Клемана привязали к 4-м лощадям,
и те разорвали тело на части

На следующий день после совершённого преступления труп 22-летнего убийцы привязали за ноги и за руки к 4-м лошадям. Животных ожгли кнутами, и те бросились в разные стороны, разорвав тело преступника на куски. После этого останки сожгли, а пепел развеяли над рекой. Таким образом, даже погибший злодей не сумел избежать справедливого и неотвратимого возмездия.

Казнь Лжедмитрия I

Не избежала казни мёртвых и русская земля. Все "прелести" этой процедуры испытал на себе труп Лжедмитрия I. Это Григорий Отрепьев, объявивший себя цесаревичем Дмитрием. Тот приходился самым младшим сыном Ивану Грозному и умер в возрасте 8 лет. Григорий же Отрепьев являлся самым настоящим самозванцем, хитростью занявшим царский трон в Москве. Однако вскоре возник заговор, и Лжедмитрий I был убит.

Но этим русские люди не ограничились, а предали труп посмертному поруганию. Его полностью раздели, голым выволокли из Кремля на Красную площадь и швырнули на торговый прилавок, который загодя принесли с рынка.


Тело Лжедмитрия I подвергли посмертному поруганию

Бездыханное тело вначале стегали плетями, а потом распороли ему живот и закрыли зияющую рану карнавальной маской. После этого тело измазали дёгтем, посыпали песком, а в рот засунули дудку. В таком виде труп валялся на площади в течение 3-х дней. Когда все насладились зрелищем, тело закопали на кладбище для бродяг и нищих.

Но народная злость была так велика, что по прошествию 2-х недель истерзанные останки выкопали и сожгли. Пеплом зарядили царь-пушку. Её повернули в сторону польских земель, и орудие произвело единственный выстрел за всю историю своего существования.

Казнь Джека Уильямса

Даже в XIX веке практиковалась казнь мёртвых. Такой случай произошёл в самом начале серебряного века в Англии. Безжалостной экзекуции подверглось тело некоего Джека Уильямса. Это был преступник, причём совершенно деградировавший. Он полностью вырезал 2 семьи, которые жили на окраине английской столицы.

Справедливое и неотвратимое возмездие должно было свершиться в апреле 1812 года. Для казни выбрали площадь перед тюрьмой, но злодей обманул ожидания людей. Утром перед повешением он сам удушил себя в камере для смертников.

К полудню на площади, где одиноко возвышалась виселица, собралась огромная толпа горожан. Но власти не могли предъявить преступника, так как по их вине он сумел избежать справедливого наказания. Однако люди ждали и не собирались расходиться. И тогда власть имущие решили подвергнуть казни мёртвое тело. Вначале его вздёрнули на виселице, а после этого вынули из петли и сожгли на костре. Жители Лондона разошлись вполне удовлетворённые свершившимся правосудием.

С тех пор подобная практика сошла на нет. Трупы злодеев больше не казнят, а во многих странах смертная казнь вообще отменена. Убийц содержат во вполне приемлемых тюремных условиях и терпеливо ждут, когда они умрут своей смертью. Однако не нужно забывать про суд на небесах. Именно на нём каждый и получает по своим заслугам. А казнь мёртвых во все времена являлась всего лишь подобием правосудия и никогда не имела ничего общего с настоящим и неминуемым наказанием.

Вадим Сухов