Главная            О проекте            Карта сайта            Обновления            Ссылки

Пытки инквизиции

Инквизиция была создана в 1215 году по инициативе римского папы Иннокентия III. Стала она основным карательным органом католической церкви. Направлен он был против еретиков. Это очень просто, не переубеждать людей, а сжечь у них на глазах инакомыслящих, и все сразу начинают понимать, что именно отцы католической церкви глаголют истину.

В 1252 году было официально разрешено применять пытки при допросах людей, обвинённых в ереси. Пытали и раньше, но это было самодеятельностью. Теперь же никто и слова не мог сказать против, раз сам римский папа благословим истязания. Таким образом, начало было положено, и над Европой нависли тёмные тучи мракобесия и ужаса.

Пытка подозреваемого в ереси

Чтобы сделать орган насилия более цивилизованным, создали инквизиционные трибуналы. Их ещё называли "службой святого следствия". Первые из них появились в 1235 году в Испании. Их главной задачей было установить, является ли обвиняемый еретиком. А арестовывали таких людей, как правило, по доносам. Очень часто подобным способом сводили счёты с неугодным человеком. Но раз донос есть, то на него следует реагировать. А чтобы арестованный говорил правду, существовало верное средство – пытки инквизиции.

Но к арестованному не сразу применяли физическое насилие. Вначале его приводили в камеру пыток и показывали все орудия и приспособления. При этом подробно объясняли, для чего лежат вот эти клещи, для каких целей нужен вот этот аккуратный молоток и почему свисают с потолка кожаные ремни. Если же подобное объяснение не впечатляло "гостя", то он мог поприсутствовать на истязаниях другого человека в качестве зрителя. Если же и после этого подозреваемый упрямился и не признавался в ереси, то истязать начинали уже его.

Существовала чёткая инструкция, которая по пунктам расписывала порядок и очерёдность пыток. Вначале подозреваемого истязали с помощью верёвки, затем с помощью воды, а если он продолжал проявлять упорство, то применяли огонь. Но инквизиторы могли и нарушить инструкцию, и изменить последовательность физических воздействий.

Человека пытают
Пытки инквизиции были чрезвычайно изощрёнными и разнообразными

Для каждого вида пыток также существовало своё руководство. К примеру, пытка водой описывалась в инструкции следующим образом: "В стену должны быть вделаны 2 кольца на расстоянии 15 см друг от друга и на высоте 90 см от пола. Два других кольца должны быть вделаны в пол на расстоянии 3,5 метра от стены. К первым 2-м кольцам притягивают верёвкой запястья допрашиваемого. К 2-м другим кольцам привязывают его ноги. Верёвки натягиваются, чтобы тело висело в воздухе. Под середину тела устанавливается скамья высотой 60 см. Рядом должна находиться емкость, чтобы собирать в неё жидкость, которую будет извергать из себя допрашиваемый".

Во время истязания обвиняемому зажимали нос, раздвигали челюсти и вставляли в рот воронку. В неё заливали от 5 до 10 литров воды. Иногда вода была очень горячей. Это усиливало страдания. Но истязания при помощи воды считались невинной забавой по сравнению с другими видами физического воздействия, которые применяли к упрямившемуся еретику.

Большой популярностью пользовался "испанский воротник". Назвали его так потому, что придумали в Испании. Представлял он собой деревянный круг с узким отверстием. Его внутренние края были очень острыми и могли легко порезать кожу. Обвиняемому надевали "воротник" на шею, и тот мог в нём ходить, пить, стоять, есть, а вот лечь уже не мог. Отсюда и невозможность выспаться. Дремать можно было лишь стоя до определённого момента, пока в шею не впивался острый край.

Пытки инквизиции дополняло "испанское кресло". Сделано оно было из металла, и имело специальные колодки для фиксации рук и ног. Обвиняемого в ереси садили в кресло, а под ноги ставили жаровню с раскалёнными углями. Чтобы ступни лучше поджаривались, их щедро поливали маслом. Для разнообразия могли поджарить вместо ног ягодицы. Это было также мучительно и ужасно.

Ну и, конечно, "испанский сапог". Это было чрезвычайно изощрённое орудие пытки. Представляло оно собой металлический цилиндр, внутри которого находились 2 доски. Между ними ставилась нога допрашиваемого. В металле имелись отверстия, в которые вставлялись деревянные колья. Допрашиваемый ударами молотка загонял колья всё глубже и глубже, а те, в свою очередь, давили на доски. Те, всё сильнее и сильнее, сжимали ногу, нанося серьёзные травмы.

Доски могли быть обтянуты грубой кожей, которую поливали кипятком для усиления болевого эффекта. Делали "испанский сапог" и полностью из металла. В этом случае он в точности копировал ногу вместе со ступнёй. Внутри имелись пластины. Они сжимались при помощи кривошипно-шатунного механизма. Преимущество металлического сапога заключалось в том, что его могли нагревать докрасна. Боль была страшная, так как рвались мышцы, дробились кости, а высокая температура наносила страшные ожоги.

Человека допрашивают в застенках инквизиции
Попавшего в застенки инквизиции уже никогда не выпускали на свободу

Инквизиторы искренне считали, что физическая пытка является самым эффективным способом спасения души. То есть человек не только признаётся в ереси, но ещё и очищает себя от скверны. Но пытки инквизиции были лишь прелюдией к казни. А та было ещё более ужасным и страшным действием.

Еретиков, как правило, сжигали, а вот оправдательные приговоры не выносили. Не было такой практики у церковных трибуналов, чтобы кого-то оправдывать. Если человек попадал в застенки, то путь у него был лишь один – на костёр. Да и кто бы его выпустил – всего искалеченного и изуродованного. Это бросило бы густую чёрную тень на церковь, что было недопустимо.

Процесс сожжения был самым разнообразным и изощрённым. Даже в последние минуты жизни еретикам старались причинить максимум страданий. Их могли не поставить на костёр, а подвесить на столбах. Зрители при этом наблюдали, как огонь медленно разгорается, затем начинает «лизать» ступни несчастным, а потом подбирается к их одеждам и охватывает извивающиеся в смертельных муках тела.

В австрийских землях одно время практиковали подвешивание осуждённых на цепях над костром. Их то опускали в пламя, то поднимали высоко над ним. Там могло продолжаться очень долго. На землях Германии делали специальные ниши, которые выполняли те же функции, что и дымоходы. Человека вешали в этой нише, а огонь медленно втягивался в неё. При этом осуждённый медленно поджаривался.

Одним словом, инквизиторы были горазды на выдумки. В то же время они старались предать своим жутким деяниям законную форму. Иногда самих кровавых палачей подвергали аналогичным казням за перегибы с их стороны. Но это была малая толика по сравнению с количеством уничтоженных людей, чья вина заключалась лишь в иной точке зрения на устройство мира. А часто казнили абсолютно невиновных граждан, попавших на костёр по доносам.

Закат Святой Инквизиции начался в XVIII веке. К середине XIX века она была упразднена практически во всех странах. В Папской области прекратила своё существование в 1859 году. Людей перестали сжигать на кострах за инакомыслие. Рубили головы только уголовным преступникам. В наши дни отменили и смертную казнь за тяжкие преступления. Что будет дальше – неизвестно. Но прогнозировать что-то – дело бесполезное, так как повороты истории всегда неожиданны и не укладываются в привычные логические рамки умозаключений.

Cтатью написал Юрий Каширин